• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Консультация. "Как правильно провести мастер-класс"

     У вас есть опыт работы по какой-либо педагогической проблеме и вы решили передать его коллегам? Проведите мастер-класс. Но обращаться к профессиональной аудитории стоит только после того, как вы уверенно овладеете материалом. Прежде чем представить свои наработки, ознакомьтесь с правилами проведения мастер-класса. Помните о культуре педагога, стиле общения с аудиторией, и у вас все получится.

     Современный коллектив детского сада – это коллектив единомышленников, который стремится к повышению профессионального мастерства и компетентности всех участников образовательного процесса. В каждом коллективе есть педагоги-новаторы, которые готовы транслировать свой опыт, знания и умения. Одна из форм эффективного взаимодействия педагогов – мастер-класс.

Правила проведения мастер-класса

     Мастер-класс – это методическая инновационная форма. В основе любого мастер-класса стоит личность педагога-новатора, которому свойственно новое мышление и собственный взгляд на тему или проблему.

     Кто может провести мастер-класс? Тот, у кого уже есть опыт и кто готов передать его другим. Это педагог, который давно работает над какой-либо педагогической проблемой, изучил теорию и практику вопроса.

     Мастер-класс для специалистов – педагогов дошкольного образования – проводит педагог-мастер. Его основная задача не просто сообщить информацию, а передать способы деятельности.

     Во время мастер-класса педагоги знакомятся с конкретной технологией или методикой, которые подготовил педагог-мастер. В начале мастер-класса он создает проблемную мотивирующую ситуацию, которая стимулирует участников для дальнейшего выполнения заданий, вызывает их интерес.

     Любой мастер-класс должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников на решение поставленной цели. Но внутри каждого задания участники абсолютно свободны. Они самостоятельно выбирают пути исследования, средства и способы для достижения цели, темп работы, ищут ответы на проблемные вопросы, делают выводы. При этом педагог-мастер предоставляет им методические материалы и разработки для дальнейшей самостоятельной деятельности.

     В результате мастер-класса педагоги совместно осваивают новую для них технологию или методику и создают собственный продукт.

     Таким образом, в процессе мастер-класса не нужно сообщать участникам новые знания. Знания или умения они получают сами с помощью всех участников мероприятия.

     У каждого педагога должна быть возможность высказать собственное мнение, обозначить свою позицию и предложить самостоятельное решение проблемы, заявленной в мастер-классе. Такой подход и является интерактивным.

     Мастер-класс имеет определенную структуру:

  • теоретическую часть;
  • показ или демонстрацию технологии процесса;
  • практическую часть – создание продукта;
  • презентацию продукта (афиширование);
  • выводы (рефлексию).

     На основе структуры мастер-класса строится алгоритм его проведения. Согласно ему педагог-мастер:

  • определяет задачи, формулирует проблемную ситуацию;
  • представляет участникам мастер-класса технологию;
  • формирует рабочие творческие группы;
  • организует самостоятельную практическую работу педагогов с материалами;
  • предлагает педагогам представить и обсудить результаты их работы.

     Самый ответственный момент – это тщательная подготовка к мастер-классу, которая также осуществляется в несколько этапов.

Алгоритм подготовки мастер-класса для педагогов

1.     Определите тему мастер-класса. Она должна быть интересной и увлекательной, отражать проблему, над которой вы работаете. Участники мастер-класса должны заранее знать, что им покажут. Тема мастер-класса может быть любой – творческая продуктивная деятельность, современная образовательная технология, нетрадиционные педагогические приемы, авторские формы организации образовательной деятельности, эффективное применение технических средств обучения и т. д. Она может содержать азы по образованию дошкольников и быть рассчитана на молодых педагогов. В этом случае попробуйте найти нестандартный ход или альтернативные точки зрения.

 

2.     Соберите информацию по теме. Даже если вы в совершенстве владеете практикой, обязательно изучите теоретическую сторону вопроса. Это поможет вам детально ответить на любой вопрос участника мастер-класса по заявленной проблеме.

 

3.     Сформулируйте цель мастер-класса. Задайте себе вопрос, какого результата вы хотите добиться, чему научатся и что узнают участники мастер-класса.

 

4.     Определите задачи. Они помогут в реализации поставленной цели.

 

5.     Выделите проблему или вопрос, которые представляют интерес для аудитории и введут участников в тему мастер-класса.

 

6.     Определите форму проведения мастер-класса. Подумайте, каким приемом вы сможете заинтересовать аудиторию. Современная педагогика допускает разные приемы. Чем более яркими и неожиданными они будут, тем скорее вы добьетесь поставленной цели. Однако мастер-класс должен быть методически грамотным. Поэтому сумейте обосновать, для чего применяете именно этот прием.

 

7.     Подготовьте необходимое оборудование. Оборудование, наглядные пособия и материалы должны иллюстрировать основные направления и важные этапы вашей работы. Подготовьте выставку, сделайте несколько пособий, которые продемонстрируют процесс на разных его стадиях. Это может быть компьютерная презентация или видеофильм. Подумайте и решите, какие расходные материалы участники должны принести с собой.

 

8.     Составьте план проведения мастер-класса. Без него вы можете что-то пропустить или перепутать. На основе информации, которую вы собрали, составьте структуру вашего мастер-класса. Распишите его по пунктам и обозначьте примерное время, которое необходимо для выполнения каждого шага. Оставьте запас времени для непредвиденных обстоятельств и отступлений от темы, ответов на вопросы участников.

 

9.  Подготовьте примерный текст, который вы будете произносить на мастер-классе. Заучивать наизусть его не нужно, а вот произнести несколько раз перед зеркалом или перед коллегами можно. Это позволит почувствовать себя увереннее и услышать возможные ошибки в содержании выступления. Главные тезисы запишите на листок и возьмите с собой.

 

10. Подготовьте заключительную часть мастер-класса. В конце выступления не забудьте похвалить всех участников и обсудить результаты. Отметьте достоинства каждой работы. Расскажите участникам, как они могут использовать продукт мастер-класса.