• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Мастер – класс по теме «Познавательное развитие детей на основе игрового набора «Дары Фрёбеля».

Цель:

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • познакомить педагогов с теоретическими основами педагогики Фридриха Фрёбеля;
  • сформировать представление о возможностях применения игрового набора «Дары Фрёбеля» при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;
  • вызвать у педагогов интерес к игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал; развивать творческую активность педагогов;
  • показать практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Методы:

  • Игровой (дидактические игры).
  • Наглядный (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами.

Ожидаемый результат:

Сформированность умений педагогов по созданию условий для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Содержание:

I часть теоретическая

В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Успешному решению задач по реализации образовательной программы дошкольного образования является развивающая технология «Дары Фрёбеля», в основе которой лежит игра:

  1. игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников;
  2. используя игры можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков;
  3. игры развивают детское воображение и создают хорошее настроение.

Первым, кто рассмотрел игру как ведущим видом деятельности в развитии детей дошкольного возраста, был известный немецкий педагог XIX века Фридрих Вельгельм Август Фрёбель.

Технология Дары Фрёбеля – является эффективной технологией по развитию интеллектуальных, познавательных, игровых способностей через игровую деятельность.

Этот набор учебных материалов называется «дарами». «Дары» являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра.

Описание и технические характеристики:

Игровой набор «Дары Фрёбеля» изготовлен из качественного натурального материала (дерева и хлопка) и состоит из «Шести даров»:

Первый дар:

«Шерстяные мячики» мячи разного цвета на ниточках.

Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Он должен состоять из 7 мячиков различных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый). У каждого мячика должен быть шнурок соответствующего цвета. 

Знакомство с мячиками рекомендуется уже с 2-х месяцев. Для знакомства с первым мячиком рекомендуется выбрать голубой, так как он меньше всего напрягает зрение. В 2-3 месяца ребенок учится хватать, толкать и раскачивать мячик. Когда ребенок научится хватать один мячик, необходимо добавить еще 1-2 мячика других цветов. С красным мячиком Фрёбель рекомендует знакомить в последнюю очередь, так как этот цвет чересчур яркий.  В 2-3 года с помощью мячиков, подвешенных на нитке, можно изучать различные направления движения. Для этого необходимо толкать мячики в различные стороны и обращать внимание ребенка на траекторию движения мячиков.

Второй дар:

«Основные тела» небольшие деревянные шарик, кубик и цилиндр одинакового диаметра для освоения формы предметов.

Со вторым даром рекомендуем знакомить малыша примерно в 3-4 года. Второй дар включает в себя набор из шара, цилиндра и кубика. Причем диаметр шара, диаметр основания цилиндра и ребра кубика должны быть одного размера. Все фигуры выбраны не случайно: шар — символизирует движение, куб — покой, цилиндр совмещает свойства обоих предметов. Игры направлены на:

  1. Сравнение фигур между собой, с выявлением особенностей каждой.
  2. Наблюдение вращающихся на шнурке фигур и сравнение их поведения при вращении.
  3. Выявление, фактов: 

- Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра;

 -  В то время как быстро вертящийся куб, подвешенный за центр ребра, принимает форму цилиндра (демонстрация вращения фигур).

Краткое описание занятий по второму дару (материал для нескольких занятий 3-4-летних детей, одно занятие должно длиться не более 10 минут)

Знакомство с шаром. Раскладываем фигуры второго дара перед ребенком. Также под рукой держим первый дар. Затем обращаем внимание, что мячики первого дара все одинаковой формы: круглые. Акцентируем внимание, на том, что мячики из-за их формы можно катать. На этом моменте просим ребенка выбрать фигуру из второго набора, которая похожа на мячик. Ребенок выбирает шар. Объясняете, что мячики тоже имеют форму шара и что все шары умеют кататься, при этом катаете шар и мячики совместно с ребенком.

Демонстрируем, как ведут себя эти объекты при броске:

  • Если мячик кинуть, то он упадет тихо и бесшумно.
  • Если уронить деревянный шар, то звук будет громкий. Тут же можно объяснить, что если такой шар упадет много раз, он может даже расколоться.
  •  Затем предлагаем сравнить мячик и шар на ощупь. Объясняете, что мячик мягкий, а шар твердый. Рассказываете, что мячики сделаны из мягких ниток или лоскутков, поэтому мягкие, а шар из дерева поэтому твердый.
  •  Главная задача таких занятий, подводить ребенка к тому, чтобы он самостоятельно находил сходства и отличия предметов.

Третий дар:

«Куб из кубиков» кубик, который был разделен на восемь кубиков.

Это помогает понимать детям понятия «целое», «половина», «четверть» и т.д.

Четвертый дар:

«Куб из брусков» кубик, но разделенный на восемь пластин (способствует развитию у детей строительных способностей);

Пятый дар:

«Кубики и призмы» куб, разделенный на 27 мелких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар:

«Кубики, столбики, кирпичики» -  кубик, состоящий из 27 кубиков, 7 из которых разделены на мелкие части.

Задачи игрового набора «Дары Фрёбеля»:

Использование игрового набора развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление, сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно моторной координации.

Дети, играя, знакомятся с геометрическими фигурами, телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, складывать, составлять последовательности.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» в практической деятельности с детьми я использую для:

- развития социальных и коммуникативных умений;

- сенсорного развития;

- развития мелкой моторики;

-развития познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирования элементарных математических представлений;

- развития логических способностей;

- развития потребности взаимодействия с окружающим миром;

- а также при организации психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

В процессе использования игрового набора «Дары Фрёбеля», мы применяем игры по следующим областям:

  • социально-коммуникативное развитие – «Светофорик», «У нас в квартире», «Хозяюшка», «Весёлый и грустный»;
  • познавательное развитие – «Что в мешочке?», «Отражение», «Теремок из кубов», «Назови геометрическую фигуру», «Счётные палочки», «Приглашаем в гости»; «День защитника отечества»;
  • речевое развитие – «Дорожка для колобка», «Что было раньше?»;
  • художественно-эстетическое развитие – «Домики для поросят», «Мы играем и поём», «А что за окном?», «Солнышко и цветок»;

       К каждой образовательной области прилагается комплект методических пособий по работе с игровым набором. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки, развивая творческие способности.

При использовании дидактического материала «Дары Фребеля», у детей развиваются социальные и коммуникативные умения, мелкая моторика, познавательно-исследовательская деятельность и логические способности; формируются элементарные математические умения. Применив в практической деятельности с дошкольниками пособие, педагоги увидели удивительные результаты.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

–непосредственное общение с каждым ребенком;

–уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

  1. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

-создание условий для свободного выбора детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-неселективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими и социальными слоями;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников.

II часть теоретическая:

Направление: формирование познавательных действий.

Игра «Волшебный мешочек».

Содержание работы:

Развитие сенсорных навыков и познавательно – исследовательской деятельности; развитие элементарных математических представлений; расширение кругозора.

Используемый материал: набор J1.

Описание игры: в мешочек кладется набор предметов  из набора J1. Ребенок на ощупь пытается определить, какой предмет ему попался. Необходимо достать,  назвать предмет и дать ему описание: «Круглый, красный, деревянный  - шар». Шар кладется в корзинку, достается предмет квадратной формы, также рассказывается, какой он. Когда, мешочек будет пустой, участники нанизывают шары и кубы на шнурок, чередуя их по форме. Связывают оба конца шнурка и демонстрируют всем, какие получились красивые бусы.

(Размещено 01.03.2017 г.)