• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Методические материалы по программам

1. БУМАГОТВОРЧЕСТВО

Муниципальное казённое дошкольное  учреждение

детский сад №1

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 

«Художественное конструирование из бумаги, лепка из соленого теста» 

 

                                                                                                                                 Автор программы:

педагог дополнительного образования

Теплова Лариса Петровна

г. Острогожск

2017 год 

Пояснительная записка.

    Рабочая программа разработана для детского творчества «Колобок» педагогом дополнительного образования Тепловой Ларисой Петровной на основе модифицированной развивающей программы «Художественное конструирование из бумаги, лепка из соленого теста».  Данная программа дает ребенку возможность с помощью педагога открыть для себя  мир листа бумаги, превратить его в облака, снег, радугу, животных и  узнать свойства, структуру,  палитру цветовых гамм,  уметь сочетать комбинации  различных форм и  величин.

    Через программный материал создаются условия для динамики творческого роста и будет поддерживать пытливое стремление ребенка узнавать мир во всех его ярких красках и проявлениях.

     Любая работа с бумагой - складывание, вырезание - не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий.

    В течение всего года учить детей: понимать, что   аппликация, лепная поделка — это изображения реальных предметов, отражающие их свойства; видеть предмет и его свойства в изображении, обозначать их словами; вызывать интерес к конструированию, лепке, аппликации; формировать положительное отношение к самой деятельности и к ее результату; учить обыгрывать лепные поделки, постройки; радоваться яркому, красочному сочетанию цветов, ритмичному чередованию форм и цветов, красивым предметам (народным игрушкам, поделкам) и изображениям; продолжать знакомить с основными видами изобразительной деятельности, материалами и орудиями, которые используются в конструировании, лепке, аппликации (строительный материал, бумага, карандаш, кисточка, краска, клей, соленое тесто). Вырабатывать у детей необходимые для всех видов деятельности навыки и умения.

Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Программа рассчитана на детей 4-7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В каждой подгруппе  продолжительность занятия составляет 20 минут.

Цели и задачи программы.

1.     Развивать у детей творческие способности, овладение навыков работы с инструментами, бумагой, природными материалами, лепными материалами.

2.     Развивать умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.

3.     Развивать художественный эстетический вкус.

4.     Знакомить со свойствами материалов, используемых на занятиях.

5.     Добиваться на занятиях правильной позы, умения правильно держать ножницы, карандаш, кисточку.

6.     Воспитывать чувство значимости в изготовлении своих работ.

После окончания обучения дети должны знать:

1.     материалы и технические приемы работы;

2.     изобразительные основы декоративных элементов.

После окончания обучения дети должны уметь:

Аппликация:

- использовать прием симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и   гармошкой;

- выполнять работу по представлению и с натуры;

- составлять узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм.

Рисование:

- уметь свободно владеть  кистью
- смешивать краски (гуашь, акварель) для получения новых оттенков;

- рисовать узоры по образцу.

Лепка:

- лепить основные фигуры;

- лепить по образцу, представлению.

Ручной труд:

- переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги;

- делать разметку по шаблону на бумаге при изготовлении игрушек;

- делать объемные игрушки.

Календарно – тематический план.

№ п/п

Тема

Учебного

занятия

Всего часов

Содержание деятельности

Оборудование

Дата

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности/

Практическая часть занятия /форма организации деятельности/

план

Факт

1.

Вводное занятие. Знакомство с детьми. Правила безопасной работы с материалами и инструментами. Гигиена труда. Диагностика.

2

Показ презентации. Беседа.

 

презентация

 

 

 

Блок «Осень»

22

 

2.

Коллективная аппликация «Осенний букет».

2

Показ иллюстраций осенних деревьев; сухих листьев. Беседа.

Практическая работа по теме.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, листья деревьев

 

 

3.

Объемная аппликация «Ромашка».

2

Показ образца работы. Беседа.

Выполнение работы по образцу с закреплением умений работать с ножницами.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, вата

 

 

4.

Изготовление по образцу плоской модели животного «Рыбка».

2

Показ образца работы. Беседа.

Выполнение работы по образцу, работа с акварельными красками.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, краски

 

 

5.

Конструирование из бумаги. Работа по шаблону. «Яблоко».

2

Показ образца работы. Беседа.

Выполнение работы по образцу, работа с шаблоном.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, шаблоны

 

 

6.

Аппликация из природного материала. «Рябинка».

2

Показ образца работы, семян деревьев и плодов. Беседа.

Выполнение работы по образцу с семенами.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, семена, листья

 

 

7.

Аппликация из семян. «Ромашка».

2

Показ образца работы, семян деревьев и плодов.  Беседа.

Выполнение работы по образцу с семенами.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, семена

 

 

8.

Аппликация из цветной бумаги. «Корзинка с грибами».

2

Показ иллюстраций с изображением грибов. Рассказ, беседа.

Практическая работа по теме, закрепление знаний работы с шаблоном.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, шаблон

 

 

9.

Оригами. «Лисичка».

2

Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу, развитие пространственного мышления.

бумага цветная

 

 

10.

Лепка из соленого теста. «Яблоко».

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу, формирование знаний о геометрических фигурах.

соленое тесто, доска, стеки, кисточка, стакан с водой, салфетки, картон

 

 

11.

Изготовление поздравительной открытки ко дню матери.

2

Беседа. Показ образца работы.

Развитие творческих способностей в оформлении открыток.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, краски

 

 

12.

Изготовление поздравительной открытки ко дню матери.

2

Беседа. Показ образца работы.

Развитие творческих способностей в оформлении открыток.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, краски

 

 

 

Блок «Зима»

20

 

 

 

 

 

13.

Техническое моделирование из бумаги. «Заяц».

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу с использование элементов моделирования.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, вата, лента, проволока

 

 

14.

Изготовление бумажной гирлянды к Новому году.

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу, закрепление умений симметричного вырезания из бумаги.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, нитки

 

 

15.

Изготовление елочных игрушек.

2

Беседа. Показ образцов работы.

Выполнение работы по образцу.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, мишура, конфетти

 

 

16.

Изготовление елочных игрушек.

2

Беседа. Показ образцов работы.

Выполнение работы по образцу.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, мишура, конфетти

 

 

17.

Изготовление фигурки снеговика.

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу с использование декоративного материала.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, вата, лента

 

 

18.

Изготовление объемной фигурки ангела.

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу, закрепление умений по изготовлению объемных фигурок.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, вата, лента

 

 

19.

Лепка из соленого теста рождественских сувениров.

2

Рассказ. Показ слайдов.

Практическая работа по теме, умение работать с целым куском теста.

соленое тесто, доска, стеки, кисточка, стакан с водой, салфетки, картон

 

 

20.

Изготовление поделок из цветных полосок.

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы с закреплением знаний ритмического рисунка.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

21.

Изготовление поздравительной открытки к 23 февраля.

2

Беседа. Показ образца работы.

Развитие творческих способностей в оформлении открыток.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

22.

Бумажная мозаика. Аппликация из цветных комочков.

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу, формирование умений по изготовлению мозаики.

конфетная бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

 

Блок «Весна»

20

 

 

 

 

 

23.

Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта.

2

Беседа. Показ образца работы.

Развитие творческих способностей в оформлении открыток.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

24.

Лепка из соленого теста. «Вербочка».

2

Беседа. Показ образца работы.

Практическая работа по теме, умение изготавливать одинаковые детали из теста.

соленое тесто, доска, стеки, кисточка, стакан с водой, салфетки, картон

 

 

25.

Объемная аппликация из бумаги и витых полосок. «Рыбка».

2

Беседа. Показ иллюстраций с аквариумными рыбками, образца работы.

Выполнение работы по образцу.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

26.

Коллективная аппликация «Бабочки на лугу».

2

Беседа. Показ образца работы, слайдов с бабочками.

Выполнение работы по образцу, развитие умений работать в коллективе.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

27.

Оригами. «Лягушка».

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу, развитие пространственного мышления.

бумага

 

 

28.

Изготовление пальчиковых игрушек. «Цыпленок».

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

29.

Изготовление пальчиковых игрушек. «Лисенок».

2

Беседа. Показ образца работы.

Выполнение работы по образцу.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

30.

Панно из круп. «Колосок».

2

Беседа. Показ иллюстраций пшеничного поля и колосков разных злаков.

Практическая работа по теме, работа с крупами.

 картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, различные крупы, макаронные изделия

 

 

31.

Объемная аппликация. «Берёзка».

2

Беседа. Показ иллюстраций деревьев.

Практическая работа по теме, развитие пространственного мышления.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка, вата

 

 

32.

Коллективная работа. «Цветочная поляна».

2

Беседа. Показ иллюстраций садовых и полевых цветов.

Выполнение работы по образцу, развитие умений работать в коллективе.

бумага, картон, клей, ножницы, карандаш, кисточка

 

 

33.

Итоговое занятие.

2

Показ работ детей.

 

 

 

 

34.

Подготовка к выставкам и конкурсам.

2

 

Подготовка работ к выставкам, оформление выставок.

 

 

 

35.

Досуговые мероприятия.

2

Конкурсы, игры.

 

 

 

 

36.

Организационные мероприятия.

2

 

 

 

 

 

Всего часов

72

 

 

Содержание рабочей программы.

I.                   Знакомство с детьми. Организационные вопросы.

II.               ПЕРВЫЙ БЛОК «ОСЕНЬ» (22 часов).

1.     Аппликация.  Изготовление аппликаций из бумаги, природного материала предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. . На занятии дети знакомятся со способом симметричного вырезания, учатся составлять изображение из частей.  «Осенний букет», «Ромашка», «Корзинка с грибами», «Ёжик», «Барашек», «Теленок», «Зайчата», «Зверята».

2.      Конструирование из бумаги.  Работа с шаблоном, правильное расположение шаблона. «Осенние фрукты».

3.      Лепка из соленого теста.  Лепка цветов, фруктов, животных из окрашенного соленого теста. Формирование основных геометрических фигур: шар, овал, цилиндр. «Яблочко», «Груша», «Цветы».

4.     Оригами. Складывание игрушек из бумаги методом оригами. «Лисичка», «Зайка».

 

Ш. ВТОРОЙ БЛОК «ЗИМА» (22 часов).

  1. Техническое моделирование. Фигурки животных конструируются на основе цилиндра, конуса. Самостоятельно придуманные персонажи дадут возможность детям к самовыражению, развитию фантазии, мелкой моторики рук.

 Изготовление моделей из картона, проволоки, ниток, пуговиц. «Заяц», «Медведь», «Ёлка», «Снеговик».

2.      Изготовление бумажных гирлянд. Вырезание симметричных деталей из гармошки. Елочные украшения. На занятии дети продолжают обучение симметричного вырезания, учатся составлять изображение из частей.

3.      Лепка из соленого теста. Использование различных способов декорирования при работе с соленым тестом.  Лепка панно «Снеговик», «Ангел», «Талисман года».

4.       Праздничные открытки. Изготовление поздравительных открыток из картона, цветной бумаги, природного материала. «Праздник защитников Отечества», «8 Марта».

5.      Конструирование из бумаги. Способы плетения из полосок «Корзинка», «Коврик».

6.      Бумажная мозаика. Размещение мелких и крупных комочков из цветных салфеток. Дети формируют цветные комочки их креповой бумаги, затем приклеивают на выбранный силуэт.

  1. Аппликация. Орнамент. Дети на занятии украшают круглую (овальную) основу кругами разного цвета и величины, наклеивая их в определенной последовательности по краю и середине.

 

Ш. ТРЕТИЙ  БЛОК «ВЕСНА» (20 часов).

1.      Конструирование из бумаги. Продолжаем работать с фигурами различной формы, составлять из них сюжетные композиции.  Изготовление моделей из картона   «Часы», «Шкатулка».

2.      Лепка из соленого теста. Лепка панно «Вербочка», «Котик», «Птичка», «Лягушка».

3.      Объемные аппликации. На занятии при выполнении аппликации дети закрепляют умения в симметричном вырезании, плетении бумажных полосок  и аппликация из бумажных комочков.  «Вербочка», «Пасхальное яйцо», «Кулич», «Березки».

4.      Пальчиковые игрушки. Фигурки животных конструируются на основе цилиндра, конуса. Самостоятельно придуманные персонажи дадут возможность детям к самовыражению, развитию фантазии, мелкой моторики рук.

5.      Оригами. Складывание игрушек из бумаги методом оригами. «Лягушка».

6.      Коллективные творческие работы. Выполнение работ с использование различных техник (аппликация из бумаги, аппликация из семян, лепка из соленого теста). Развитие у детей пространственного и образного мышления, зрительно-двигательной координации. «Бабочки на лугу», «Цветочная полянка».

      V. Итоговое занятие. 2 часа. Подведение итогов о проделанной работе в течение года.

VI. Подготовка к конкурсам и выставкам и досуговые мероприятия. 2 часа.

VII. Организационные мероприятия 2 часов.

 

Средства контроля

     Формы аттестации:  итоговые выставки работ, участие в конкурсах является показателем результативности воспитательного вопроса.

                                                                        

Литература.

1.     Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно-методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007.

2.     Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий. – Ярославль: Академия развития, 2010.

3.     Юранова А.А. Куклы и игрушки своими руками. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

4.     Фигурки из соленого теста. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.

5.     Чаянова Г.Н. Соленое тесто. – М.: Дрофа-Плюс, 2005.

 Мониторинг достижения учащихся планируемых результатов.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью учащихся на занятиях, анализ детской деятельности.

Ф.И. учащегося

Работа с шаблоном (умение аккуратно обводить карандашом).

Работа с ножницами (аккуратно вырезать из цветной бумаги).

Умение лепить основные фигуры из теста.

Умеет лепить   предмет по образцу.

Умение владеть кисточкой.

Умение работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации.

Очень важно при работе с детьми учитывать рекомендации:

 1.      Начинать разговор с похвалы.

 2.      Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.

 3.      Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.

 4.      Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.

 5.      Не приказывать, а задавать вопросы.

 6.      Выражать одобрение по поводу каждой удачи.

 7.      Создавать детям хорошую репутацию.

 8.      Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.

 9.      Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.

 

 

КОНКУРСНЫЕ РАБОТЫ:

 

 

Конкурс "Чисто, Новый год!"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ПО ТЕХНИКАМ:

БАНК ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА.

 

№ п/п

                       Жанр

                                     Примечание

Бумаготворчество

1.   

Айрис фолдинг («Радужное складывание»)

Техника складывания бумаги. Появилась в Голландии.

2.   

Бумагопластика

По виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета.

3.   

Гофротрубочки

Техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги.

4.   

Квиллинг

Искусство бумагокручения

5.   

Оригами модульное

- Создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.

6.   

Папье́-маше́

Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.

7.   

Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг

Вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов.

8.   

Тиснение (другое название «эмбоссинг»)

Механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте

9.   

Торцевание

Вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки, создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги

Изобразительное творчество

10.    

Рисование

Жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером..

11.    

Жи́вопись

Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму

12.    

Выдувание

Техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги)

13.    

Мозаика

Способ создания изображения из маленьких элементов

14.    

Монотипия

По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) — делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.

15.    

Нитяная гра́фика

Графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону

16.    

Орна́мент

Узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов

17.    

Печать

- Печатание при помощи губки

- Штамп (штамповка)

18.    

Пуантилизм

— Стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре.

19.    

Рисование отпечатками листьев

 

20.    

Роспись

-Жостовская роспись

- Городецкая роспись

- Хохломская роспись

21.    

Энка́устика

Техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск

22.    

Аппликация

Это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев

23.    

Аппликация из пластилина - пластилинография

Новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности

24.    

Обрывная аппликация

Один из видов многогранной техники аппликация

25.    

Ассамбляж (фр. assemblage)

Техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина

26.    

Бумажный туннель

Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка

27.    

Вырезание силуэтное

Это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении

28.    

Вырезание симметричное

При симметричном вырезании повторяются контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги

29.    

Вытынанка

Искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги

30.    

Коллаж

Творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте

31.    

Конструктор

Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули)

32.    

Лепка

Придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов

33.    

Макет

Это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Моделирование — это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
«Моделями» называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, обычно называют макетом

 


Физкультурные минутки используемые на занятиях для  знакомства детей с народными промыслами.

 

Курица с цыплятами.

 

Вышла курочка-хохлатка. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)

 

С нею желтые цыплятки.

 

Квохчет курочка: ко-ко, (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем пальцы в кулачок)

 

Не ходите далеко, (правая рука согнута в локте и лежит на ладони левой руки. Грозим указательным пальцем)

 

Лапками гребите, зернышки ищите.(перебираем пальцами обеих рук по столу)

 

Давайте поиграем

 

Пальчик о пальчик тук да тук. (указательными пальцами постукивают палец о палец)

 

Весело пляшут пальчики наши. (поднимают руки вверх, делают «фонарики»).

 

Ножками топ, да и топ, топ, да и топ. (дети топают ногами)

 

Весело пляшут детки наши. (ритм убыстряется).

 

Ручками хлоп, да и хлоп, хлоп, да и хлоп. (Дети хлопают ладонями.)

 

Весело хлопают ручки наши. (ритм убыстряется).

 

Разминка с кисточкой.

 

Держим кисточку вот так: (рука на локте. Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

 

Это трудно? Нет, пустяк!

 

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону. Затем вверх и вниз).

 

Побежала наша кисть. (движения убыстряются)

 

А потом, а потом (держим кисточку вертикально)

 

Кисточка бежит кругом.(вращаем кисточкой по кругу)

 

Закрутилась, как волчок. За тычком идет тычок! (выполняют тычки без краски на листе)

 

Разминка с кисточкой – 2.

 

Держим кисточку вот так: (рука на локте. Кисточку держим тремя пальцами выше ее металлической части)

 

Это трудно? Нет, пустяк!

 

Вправо-влево, вверх и вниз (водим кисточкой в левую и в правую сторону. Затем вверх и вниз).

 

Гордо, словно королева,

 

Кисточка пошла тычком, (выполняют тычки без краски на листе)

 

Застучала «каблучком».

 

А потом по кругу ходит, (вращаем кисточкой по кругу)

 

Как девицы в хороводе.

 

Вы устали? Отдохнем (положить кисть на стол)

 

И опять стучать начнем. (держим кисточку вертикально)

 

Мы рисуем: раз, раз…(выполняют тычки без краски на листе)

 

Все получится у нас!

 

Птички.

 

Птички полетели, (на первую строчку большой палец отогнут в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы)

 

Крыльями махали, (на вторую – взмахи ладонями с широко раскрытыми пальцами)

 

На деревья сели, (на третью – руки вверх, все пальцы широко расправить)

 

Вместе отдыхали. (на четвертую – то же что на первую)

 

Алые цветы.

 

Наши алые цветки распускают лепестки. (Медленно разгибают пальцы из кулачков)

 

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Покачивание кистями рук вправо-влево)

 

Наши алые цветки закрывают лепестки, (Медленное сжимание пальцев в кулаки)

 

Головой качают, тихо засыпают... (Покачивание кулачков вперед-назад.)

 

Дружба.

 

Дружат в нашей группе

 

Девочки и мальчики.

 

(Первые 2 строчки – обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)

 

Мы с тобой подружим

 

Маленькие пальчики.

 

(Следующие две строки – обхватить левой рукой правую и покачивать в ритме стихотворения.)

 

Один, два, три, четыре, пять,

 

Пять, четыре, три, два, один.

 

(В последних строчках – соединить пальчики обеих рук, начиная с большого, затем соединять начиная с мизинца.)

 

Лошадки.

 

По дороге белой, гладкой

 

Скачут пальцы, как лошадки.

 

Чок-чок-чок, чок-чок-чок.

 

Скачет резвый табунок.

 

(пальчики «скачут» по столу в ритме стихотворения)

 

Рисовали.

 

Мы сегодня рисовали, (ритмичное сжимание кулачков обеих рук)

 

Наши пальчики устали.

 

Наши пальчики встряхнем, (встряхивание кистями рук)

 

Рисовать опять начнем.

Прятки.

 

В прятки пальчики играли

 

И головки убирали.

 

Вот так, вот так,

 

И головки убирали.

 

(ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках)

 

На лужок.

 

На лужок пришли зайчата,

 

Медвежата, барсучата,

 

Лягушата и енот.

 

На зеленый на лужок

 

Приходи и ты, дружок!

 

(Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки. При перечислении животных сгибать пальцы на обеих руках поочередно)

 

Рисовали.

 

Мы сегодня рисовали, (ритмичное сжимание кулачков обеих рук)

 

Наши пальчики устали.

 

Пусть намного отдохнут (встряхивание кистями рук)

 

Рисовать опять начнут.

 

Руки вместе, руки врозь (свести и развести ладошки рук)

 

Заколачиваем гвоздь. (имитировать забивание гвоздя)

 

Утята.

 

Встали как-то утром в ряд (постепенно разжать кулаки, по одному пальцу)

 

Десять маленьких утят. (показать 10 пальцев)

 

Посчитались, удивились, (указательным и большим пальцами изобразить удивительно раскрытые клювы утят)

 

На две группы разделились.( развести ладони в стороны)

 

Перышки почистили, (растопырить пальцы, щепоткой гладить по очереди от основания до кончика пальчики другой руки)

 

Головками повертели, (пальцы сложить в виде головок утят, покрутить ими из стороны в сторону)

 

Червячка склевали, (хватательные движения клювами – пальцами)

 

К речке побежали. (движения указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю)

 

Теремок.

 

Стоит терем-теремок (сложить из ладоней «крышу»)

 

Между двух лесных дорог. (прямые руки вперед от себя)

 

В этом тереме тетери (скрестить ладони и помахать)

 

Захотели печь пирог. (хлопки ладонями)

 

Если любишь пироги –(

 

Заходи, заходи. (держим кисти рук прямо ладонями вверх. Загибаем и разгибаем пальцы в кулачок)

 

Дом.

 

На опушке дом стоит, (сложить из ладоней «крышу»)

 

На дверях замок висит. (руки в «замок»)

 

За дверями стоит стол. (правый кулак накрыть левой ладонью)

 

Вокруг дома частокол. (скрестить ладони перед собой)

 

Тук, тук, дверь открой! (правым кулаком стучим по левой ладони)

 

Заходите, я не злой. (развести ладошки вертикально)

 

Кузнец.

 

Ой, кузнец-молодец, («зовем» к себе раками)

 

Захромал мой жеребец. (сжимать и разжимать большой палец на обеих руках)

 

Ты подкуй его опять. (стучать кулачками)

 

Отчего ж не подковать. (круговые движения ладонями)

 

Вот гвоздь, вот подкова, (выставить поочередно каждую раскрытую ладошку)

 

Раз, два и готово. (хлопать в ладоши)

Конь.

 

Конь меня в дорогу ждет, (на 1 и2 стр. постукивание пальцами по столу)

 

Бьет копытом у ворот.

 

На ветру играет гривой (3-4 стр. махи ладонями из стороны в сторону)

 

Пышной, сказочно красивой.

 

Быстро я в седло вскочу (постукивание кулачками по столу)

 

Не поеду – полечу.

 

Цок-цок-цок-цок (имитация «топота копыт» пальцами по столу)

 

Там за дальнею рекой (ритмичное сжимание и разжимание кулачков обеих рук)

 

Помашу тебе рукой. (помахать ладонями обеих рук)

 

                                                          Мак.

 

На пригорке вырос мак. (ладони рук плотно сжаты)

 

Он склонил головку – так. (наклоны сжатых ладошек влево и вправо)

 

Бабочка над ним порхает, (кисти рук перекрестить)

 

Быстро крыльями мелькает. (помахать ладошками)


3. СКАЗКОТЕРАПИЯ.


Конспект занятия “Путешествие по сказкам”

Программное содержание:

1.    Закреплять знания детей о вежливости (слова приветствия и прощания), о способах передачи информации и общения.

2.    Закреплять умение пересказа известной сказки с опорой на основные события “по кругу”; учить понимать скрытый смысл сюжета сказки; продолжать учить правильно задавать вопросы.

3.    Продолжать учить детей давать нравственную оценку поведения того или иного героя в соответствии с нормами морали.

4.    Воспитание доброго отношения друг к другу, чувства сопереживания.

5.    Нормализация просодической стороны речи.

6.    Коррекция эмоционально-познавательной сферы.

Оборудование:

Кукла (плоскостная) - мальчик Риторик; значки помощники ( в соответствии с программой “Школа 2100…”); русская народная сказка “Маша и медведь”; микрофон; куклы-марионетки (по количеству детей); мольберт с рисунком из сказки “Морозко” с изображением падчерицы и мачехиной дочери; конфеты (шоколадные в яркой обвертке и карамельки); сердечки из бумаги; сундук с элементами театральных костюмов; 2 больших зеркала; воздушный шарик и элементы для воздушной куклы (нарисованные части лица, палочка, шарф).

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, я давно мечтаю попасть в страну Сказок. Только вот беда, точной дороги-то я не знаю. Но у меня есть знакомый мальчик, которого вы тоже знаете, он может нам помочь. Он любит общительных и вежливых детей.

- А что значит “общаться”? (Разговаривать, беседовать, рассказывать)

- Каким бывает общение? (Устным, письменным, с помощью “посредников” - телефон, книга, телеграмма).

- Что значит быть вежливым? (Говорить “волшебные” слова)

- Что значит поздороваться? (Пожелать друг другу здоровья)

Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”.

“Я здороваюсь везде, дома и на улице.
Даже здравствуй говорю, я соседской курице”.

(повторить 2-3 раза с ускорением темпа)

Риторик (кукла): - Здравствуйте, ребята! Молодцы! Я все слышал, могу помочь попасть в страну Сказок. Но хочу я вас спросить: “Готовы вы пройти везде, героям сказки помогать в беде?”

(Дети - “ Готовы!”)

Тогда возьмитесь за руки, закройте глаза. Раз, два, три, счастливого пути!

(Дети проходят в другое помещение. Звучит музыка, дети открывают глаза.)

Воспитатель: - Вот, ребята, мы с вами в сказочной стране. Ах, как красиво!

Но смотрите, я вижу значки. Это Риторик нам подсказывает, что нам делать. О чем же они нам говорят? (“Смотри”, “Слушай”, “Говори”)

(На полянке лежит книга, русская народная сказка “Маша и медведь”)

Воспитатель: - Давайте вспомним эту сказку и по кругу друг за другом расскажем эту сказку, но только очень коротко, самое главное. Начинает рассказывать …Лиза.

(Дети рассказывают сказку)

Воспитатель: - Молодцы! А теперь попробуем еще раз рассказать по-другому.

Представим, что кто-то из вас Медведь. Например … Коля.

- Коля, расскажи нам, как ты нес пирожки.

(Мальчик представляет себя в роли Медведя и рассказывает от 1-ого лица)

Воспитатель: - Какой замечательный у нас Медведь!

- А ты, Настенька, превратись, пожалуйста, в Машу, и расскажи нам, как ты заблудилась?

(Девочка рассказывает от 1-ого лица)

Воспитатель: - Молодец!

- Ребята, а давайте возьмем интервью у Медведя, пусть он нам скажет, почему не хотел отпускать Машу? Медведем будет … Саша. Интервью будет брать … Даша.

(Происходит диалог между Медведем и девочкой.

Медведь: Одному скучно, некому варить, подметать пол. Люблю пирожки.)

Воспитатель: - Да, действительно Медведю скучно и одиноко одному в доме. Мне его жалко. Как же нам ему помочь?

(Выслушиваю предложения детей)

Воспитатель: - Давайте отправим Медведю приглашение на чай от Маши, ведь Маша у нас добрая девочка.
- Что же мы напишем? (Дети диктуют текст)

- Оставим здесь на полянке, лесной почтальон – сорока, ее передаст.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами сделали доброе дело. Смотрим на значок, пора отправляться дальше. (Значок “Идем дальше”)

(Дети подходят к ширме. На ней значки “Смотри”, “Думай”. Раскрываю ширму, на ней висят куклы-марионетки)

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, какое здесь доброе дело можно сделать?

(Выслушиваю версии детей)

- Давайте кукол оживим, поиграем с ними.

(Дети берут куклы и начинают их водить)

Воспитатель: - Вот видите, как только мы взяли кукол, они ожили. И от наших действий зависит то, что будет делать кукла. Вот наши куклы поприветствовали друг друга жестами, они пока разговаривать еще не могут. Они решили прогуляться (двигаются). Но вдруг налетел сильный ветер, и наши куклы прижались друг к другу, чтобы им не было холодно.

Ветер прекратился, куклы опять разбежались по полянке. Нагулялись, пора отдохнуть.

(Дети вешают кукол на место, прощаются с ними)

Значок “Идем дальше”

Подходим к мольберту с картинками по сказке “Морозко”.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, с какой сказкой мы сейчас встретились, и что будем делать (по значкам “Думай”, “Говори”)

- Как вам кажется, о чем эта сказка? Кто здесь добрый, кто злой?

- Как вы думаете, чему она учит?

- Почему Морозко так поступил с мачехиной дочкой?

- Как бы поступил Морозко, если бы мачехина дочка была бы доброй?

- Как бы поступил Морозко, если бы в сказке все были бы злыми и ленивыми?

- Почему падчерица была несчастной?

(По всем вопросам выслушиваю ответы- версии детей)

Воспитатель: - Ребята, вы говорите, что одна девочка добрая, трудолюбивая. А другая злая, ленивица. Возьмите, пожалуйста, эти сердечки на тарелочке, и подарите той девочке, которая вам больше нравится.

(Дети разбирают сердечки и кладут возле той девочки, которая им нравится.

Воспитатель запоминает и берет себе на заметку)

Воспитатель: - Значит, вам больше нравится падчерица, добрая девочка. Хорошо.

- А вот падчерица и ленивица решили угостить вас конфетами. Падчерица угощает карамельками, мачехина дочка – шоколадными конфетами.

- Пожалуйста, угощайтесь.

(Обратить внимание на то, какие конфеты берут дети)

Воспитатель: - …, почему ты сердечко подарил падчерице, а конфету взял у ленивицы? (Два, три вопроса к детям)

Воспитатель: - Да, ребята, говорить красиво легко, а поступать красиво сложно.

- Ребята, мне кажется, что Морозко слишком жестоко поступил с бабой и ее дочкой. Разве их не жалко? Давайте придумаем другой способ перевоспитания.

(Дети высказывают свои предложения)

Воспитатель: - Вот мы с вами сделали еще одно доброе дело.

(Значок “Идем дальше”)

Воспитатель: - А это что такое? Значок “Смотри”.

Сундук, наверное с драгоценностями. Давайте посмотрим.

(В сундуке элементы театральных костюмов: шапочки, сумочки, короны, шляпы и т.п.)

Воспитатель: - Ребята, а кому это все надо? … Правильно, артистам.

- Давайте примерим. (Дети примеряют и рассматривают себя в зеркале)

- …(обращаясь к кому-либо) кем ты себя чувствуешь? …, а ты, …а ты?

- Рассмотрите себя в зеркале со всех сторон. И поиграем в игру “Замри”. Пока звучит музыка, вы двигаетесь как сказочные герои в костюмах как артисты. Как только музыка замолчит, вы должны замереть, как будто это портрет. (Играем)

Воспитатель: - Молодцы! Настоящие артисты!

- Ребята, здесь очень интересно, но нам пора, Риторик нас торопит.

(Значок “Идем дальше”)

- Нам предстоит сделать еще одно дело. Мы с вами волшебники, и сейчас попробуем превратить обыкновенный шарик в чудесную куклу. Она у нас получится, если будем работать дружно, помогать друг другу и советуясь. А сначала попробуем надуть шарик.

(Дыхательная гимнастика “Надувание шарика”)

Воспитатель: - Вот и шарик. Приступаем к работе.

(Дети на воздушный шарик наклеивают глаза, нос, рот, уши, волосы. Надевают платье.

Получается кукла. Дети обыгрывают ее.

Появляется Риторик.)

Риторик: - Ну что, ребята, вам понравилось делать добрые дела?

- А мне вы понравились, понравилось как вы дружно работали, помогали друг другу. (Индивидуальные похвалы)

- Путешествие закончилось, но Сказка с вами не прощается, она сама будет приходить к вам в гости. А куклу возьмите себе на память.

- Возьмитесь за руки, закройте глаза. До свидания. Желаю удачи!

 

 

Занятие  по сказкотерапии «Сказка о детском саде».

 

Программное содержание:

Развивать воображение, образное мышление, умение эмоционально воспринимать окружающий мир.

Воспитать положительное отношение к детскому саду.

Научить понимать текст сказки и проявлять свое отношение к героям.

(при использовании конспекта воспитателем)

 

Материалы: кукла-фея, платки для танцев, запись тихой спокойной музыки.

Ход занятия  по сказкотерапии

Введение

- Дети, сегодня у нас с вами будет не обычное занятие, а волшебное. Представьте себе, что к нам в гости пришла фея Доброта. Взгляните на нее, какая она? (ответы детей).

Сегодня она пришла к нам для того, чтобы рассказать нам сказку о детском саде. Коснувшись любого своей рукой, фея Доброты может перенести его в любое место, на любое расстояние.

Вход в сказку

А теперь я приглашаю вас в сказку «О детском садике». Закройте глаза и ждите прикосновения феи Доброты. К кому она прикоснется рукой, тот сразу садится на коврик и ждет начала сказки. (Под музыку трогает детей, они садятся на коврик).

Сказка

Когда-то, очень давно, на свете существовала волшебная страна и жили в ней много-много детей.

Упражнение «Один - много»

Дети сидят в кругу, показывают на себя - «один», разводят руки в стороны - «много».

Все было бы хорошо, но они не знали друг друга, потому что некоторые были очень застенчивые, другие - боязливые, и, поэтому, никто не хотел подойти первым познакомиться и подружиться.

Упражнение «Стыд - страх»

Дети, стоят на ногах, имитируют стыд, голова и плечи опущены вниз. Затем изображают страх. Открывают рот, округляют глаза, поднимают брови, напрягают руки, плечи, шею. Несколько раз упражнение чередуется. После выполнения каждого упражнения дети расслабляются, отпускают страх и напряжение.

И вот, однажды, над этой страной пролетала фея, и звали ее Доброта. У нее было столько тепла, добра и любви, что там, где она пролетала, солнце сияло ярче, птички пели громче, все вокруг оживало и расцветало.

Упражнение «Танец феи»

Детям предлагается потанцевать, как фея: хорошо, мягко, плавно. Движения рук легкие, лицо спокойное, с улыбкой.

Итак, когда она пролетала над этой страной и увидела, что дети грустные и невеселые, она не смогла продолжить свой путь и решила им помочь.

Упражнение «Печаль и слезы»

Детям предлагается представить состояние детей, у которых нет друзей, например, горько плакать. Воспитатель берет куклу-фею и от ее имени спрашивает каждого: «Тебе грустно играть самому?». Дети, сквозь «слезы», отвечают: «Да-а-а-а-а».

Все расслабляются, можно легко погладить себя по лбу, бровям, щекам, шее, руки от локтя до кончиков пальцев.

Фея кружилась и думала: «Что же можно сделать, чтобы в этой красивой стране, вместо слез, раздавался веселый смех, вместо грусти - было радостно и весело. И вот, пролетая над высоким холмом, фея решила построить большой, красивый, просторный дом и назвать его «Детский сад». Затем собрать всех детей вместе, чтобы у них было место, куда они смогут приходить каждое утро и дружить друг с другом.

Она взяла волшебную палочку, взмахнула ею в воздухе, и дом вырос, как грибок, на удивление всем жителям города.

Упражнение «Удивление»

Дети берутся за руки, ходят по кругу, словно возле дома. Затем останавливаются, хлопают в ладоши и замирают от удивления.

Сначала дом был маленький, потом стал немного больше, а затем вырос большим, красивым, светлым и просторным.

Упражнение «Дом растет»

Дети садятся - дом «маленький», на присядки – дом становится больше, скачком выпрямляются – дом вырос и стал большим.

Затрубили трубы, призывая всех детей в детский сад.

Упражнение «Трубы трубят»

Дети приставляют руку ко рту, выдыхают воздух - «трубят».

Фея Доброта рассказала детям о том, что этот дом необычный - это детский сад. Каждое утро все дети будут собираться здесь, вместе играть и дружить. Дети были в восторге и сразу решили помочь фее обустроить свой ​​дом. Через некоторое время детский сад был готов встречать детей каждое утро, что он делает и по сей день.

Вопросы педагога:

- Понравилась ли вам сказка? А о чем в ней рассказывалось?

- Куда вы ходите каждое утро?

- Да, в детский сад, значит, пора туда возвращаться.

- Закройте глаза и наша гостья, коснувшись вас рукой, вернет нас в детский сад.

- Вот мы и вернулись в нашу группу. Давайте посмотрим на нее и скажем: «Какая она?».

- Хорошая, светлая, просторная.

- Да, правильно. Когда мы с вами были в сказке, то дети там помогали фее обустроить детский сад. Как вы думаете, что они делали?

- Строили забор, делали качели, скамьи.

А мы нарисуем ваш садик дома! Вместе с вашими родителями!

 

Нарисуем сказку: 

 

Постановка сказки"Серая шейка"

4. ТЕСТОПЛАСТИКА.


Рабочая программа

по технике лепки из солёного теста 

        на 2017–2018 учебный год

 

                                         Составила: педагог дополнительного образования

                                                         Теплова Лариса Петровна

 

 

Острогожск

2017

                   

 

 

 

   

                            Пояснительная записка 
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Каждый вид художественной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно. Так как любой предмет имеет объем, он воспринимается ребенком со всех сторон. На основе такого восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ.

 Лепка, как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве. Дети непосредственно сопоставляют части предметов между собой, определяют их размеры (длину, толщину). Занятие лепкой способствуем развитию чувства осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем чаше всего десятью, а это, как известно, способствует развитию речи.

Еще одна специфическая черта лепки — ее тесная связь с игрой. Объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. В детском саду чаще всего для лепки используют  пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. 
Соленое тесто – чудесный материал для работы. Пластичный, мягкий, интересный.  Оно очень хорошо подходит для занятий лепкой.  Программа является варьируемой, в основу программы положен полихудожественный (интегрированный) подход, который позволяет оптимизировать  развитие творческого процесса. 

Актуальность программы отражает самобытность, помогает реализовать детский творческий потенциал и развить способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности каждому ребёнку.

 Целесообразность. Лепка – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом.

Занятие лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

  • Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
  • Синхронизирует работу обеих рук;
  • Развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук.

Отличительная особенность данной программы.

Дети должны научиться зрительному и мускульному восприятию формы предмета, использовать в лепке различные выразительные средства, а также овладеть изобразительными и техническими приемами. Одновременно, опираясь на ранее полученные знания объемных тел (конуса, шара, овала, цилиндра), дети должны самостоятельно определять исходную форму для лепки предметов. Необходимо развивать творческую инициативу, предоставляет им возможность самостоятельно выбрать выразительные средства и способы изображения.

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста

(4-7 лет) 
Цель программы : развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изобразительной деятельности  в технике тестопластики. 
Задачи (4-6 лет): 
Обучающие: 
- Обучение детей техническим приемам и способам изображения в технике – тестопластики; 
-  Совершенствовать умение детей работать с различными материалами для нетрадиционной лепки, достигая выразительности образа; 
-  Учить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций; 
- Учить детей самостоятельно подбирать необходимый материал для реализации своего замысла; 
Развивающие: 
-  Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира; 
-  Закреплять умение экспериментировать с изоматериалами, придумывать и создавать композиции, образы 
-  Повышать сенсорную чувствительность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. 
Воспитывающие: 
-  Воспитывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. 


Предполагаемый результат (4-6 лет): 
К концу обучения основным результатом должно стать продвижение детей в развитии: 
-  умения использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций; 
- умения экспериментировать с изоматериалами, придумывать и создавать композиции, образы; 
- умения самостоятельно подбирать необходимый материал для реализации своего замысла. 
Задачи (6-7 лет) 
- Продолжать совершенствовать умение детей работать с различными материалами для нетрадиционного лепки, учитывая в процессе создания композиций их свойств и выразительные возможности;  
- Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы по словесной инструкции, описанию, условиям. 
Развивающие: 
-  Закреплять умение экспериментировать с изоматериалами, продумывать и создавать композиции, образы и применять для этого различные композиционные закономерности; 
- Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира. 
Воспитывающие: 
- Воспитывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. 


Предполагаемый результат (6-7 лет): 
К концу обучения основным результатом должно стать продвижение детей в развитии: 
- Умения работать приемами тестопластики; 
- Умения учитывать в процессе создания композиций свойств и выразительные возможности используемых материалов;  
- Интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций.


                 Основные формы совместной деятельности 
Совместная деятельность с детьми  проводится:

- совместная работа детей и педагога;

- коллективные работы;

- работа в парах;

- занятия-праздники с родителями.

Ведущей формой организации занятий является типовое занятие (объяснение и практическое выполнение), практическое занятие по закреплению навыков и умений, самостоятельное изготовление поделки. На занятии создаётся обстановка творческой мастерской. Пособия и оборудование находятся на видном месте.
Продолжительность: 1 раз в неделю, продолжительностью:

 25 – 30 минут. 

Методы обучения в ходе реализации программы.

  • Объяснительно-иллюстративный метод (предлагается образец, который дети рассматривают, анализируют и работают над его изготовлением).
  • Игровой метод (набор игровых методик, развивающих социальную, коммуникативную, творческую деятельность детей).

                                          Структура занятия
Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда (готовую поделку, сувенир). Это необходимо и для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работы, важный не только для педагога, но и для детей.
1. Мотивационный момент. (Педагог нацеливает детей на выполнение задания, рассказывает о предстоящей работе.)
2.  Повторение пройденного материала (педагог с детьми вспоминает, что было сделано в предыдущую деятельность: техника, элементы композиции.
3. Знакомство с новым материалом. (Открытие нового, постановка проблемы: педагог демонстрирует 2-3 приёма работы.

4. Дети подбирают материал и работают с ним. Детям, испытывающим затруднения, оказывается помощь.).  
5. Физкультурная минутка.
6. Самостоятельная работа (Дети работают творчески и свободно.  Педагогом приветствуется проявление детьми творческой инициативы. 
7. Самоконтроль и самооценка (Педагог напоминает детям об окончании работы и подводит итог: называет поставленную цель, перечисляет выбранные детьми способы её достижения, отмечает успехи и обговаривают трудности, которые удалось или не удалось преодолеть).  
8. Подведение итогов: нацеливание на деятельность в следующую встречу.

                               Работа с родителями
- Предоставление информации о текущей работе,  
- Проведение открытой совместной деятельности и итоговых мероприятий; 
                         Условия реализации программы 
Для совместной деятельности необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей,  материал для лепки: соленое тесто, дополнительный материал: бумага разной фактуры, декоративные салфетки, картон, трафареты, стеки, зубочистки, стержни, пластмассовые вилки, формочки для выпекания; оборудование для раскрашивания изделий из теста: цветные карандаши, краски, гуашь, фломастеры, мелки, кисти, ватные палочки, бросовый материал, природный материал, нетрадиционный материал для украшения.
                       Результативность деятельности
- выставки коллективных композиций и индивидуальных работ дошкольников. Участие в  конкурсах.
                 Методическое обеспечение программы.

    Для успешной реализации программы необходимо проветриваемое, хорошо освещенное помещение.

    В помещении должны стоять столы и стулья для учащихся, шкафы для хранения рабочих материалов и работ учащихся, стенды для поделок и методического материала.

    Для работы необходим следующий методический материал: образцы готовых изделий, сувениров, игрушек; схематические таблицы, показывающие последовательность лепки изделий; методическая литература по лепке из соленого теста.

 

Тематический план занятий (4-6 лет)

№ п/п

Названия разделов и тем

Всего часов

 

 

теория

практика

1.

Вводное занятие. Занятие по технике безопасности. Организация рабочего места.

0,5

0,5

-

2.

Знакомство с материалами и инструментами. Основные приемы лепки. Способы приготовления цветного теста.

0,5

0,5

-

3.

Знакомство с растительным миром.

10

 

 

3.1.

Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Лепка панно из цветного теста «Подсолнух».

2

1

1

3.2.

Лепка панно из цветного теста «Ромашка».

1

0,5

0,5

3.4.

Особенности строения деревьев. Лепка панно из цветного теста «Ветка рябины».

4

1

3

3.5.

Лепка панно из цветного теста «Яблонька».

2

-

2

4.

Знакомство с животным миром.

16

 

 

4.1.

Особенности поведения животных, строения тела, статичная поза. Лепка пчелки.

6

1

5

4.2.

Подбор красок, обучение детей смешиванию цветов. 
«Улитка на листочке» Создание сюжетного образа улитки на листочке. 

4

-

4

4.3.

Лепка черепахи из цветного теста.

2

-

2

4.4.

Лепка кота Мурлыки. Роспись.

4

-

4

5.

Лепка сувениров к Новому году и Рождеству.

16

 

 

5.1.

История празднования русских праздников.

 «Веселый снеговик» 
Объемная конструкция – игрушка. Лепка объемной игрушки, украшенной элементами одежды (шапки, шарфы, кепки и т.п.) 

4

1

3

5.2.

Лепка ангелочка.

4

-

4

5.3.

«Новогодняя елочка» 
Лепка – эксперимент, с использованием различных материалов для передачи праздничного образа новогодней ели

4

-

4

5.4.

Роспись работы.

4

-

4

6.

Лепка предметов для украшения дома.

24

 

 

6.1.

Материалы, используемые для украшения жилища. Лепка рамки для фотографии.

4

1

3

6.2.


Медальоны Лепка плоскостного украшения. Оформление работы.

4

-

4

6.3.

«Натюрморт в корзинке» Лепка плоскостной корзины с фруктами. Лепка декоративной рамки.

8

-

8

6.4.

Лепка картины из соленого теста. «Мышата тоже любят сыр» Лепка плоскостного сыра и двух объемных мышат. Роспись.

4

-

4

6.5.

«Пряничный домик» 
Объемная конструкция Лепка объемной фигуры, используя  мелкие детали в лепке (черепица, украшения домика), так и крупные (бревна, крыша, окна). 

4

-

4

7.

Лепка и роспись пасхальных яиц.

8

 

 

7.1.

История праздника. Лепка пасхального яйца.

4

1

3

7.2.

Роспись пасхального яйца.

4

-

4

8.

Лепка человеческой фигуры.

16

 

 

8.1.

Особенности лепки человеческой фигуры. Пропорции тела. Лепка панно «Клоун».

4

1

3

8.2.

Роспись панно «Клоун».

4

-

4

8.3.

Лепка панно «Весёлый повар».

4

-

4

8.4.

Роспись панно «Весёлый повар».

4

-

4

9.

Лепка на свободную тему.

10

-

10

10.

Итоговое занятие.
 «Слепим сказку вместе с мамой» Совместная вместе с мамами лепка по замыслу.

1

 

1

11.

Творческий отчет.

1

 

1

 

Всего:

93

 

93

 

Содержание программных блоков

1.    Вводное занятие. Занятие по технике безопасности. Задачи работы объединения. План работы. Показ работ, выполненных другими учащимися. Организационные вопросы.

2.     Материалы и инструменты. Приготовление массы для лепки. Основные приемы лепки.  Знакомство с материалами и инструментами. Приемы лепки (лепка от целого куска, раскатывание, расплющивание, примазывание). Сушка, оформление.

3.    Знакомство с растительным миром.  Трава, деревья, цветы. Особенности строения растений: стебель, листья, цветы. Особенности рельефа коры деревьев, формы листьев, плодов. Сушка, раскрашивание гуашью. Панно «Подсолнух», «Ромашка», «Яблонька», «Ветка рябины».

4.    Знакомство с животным миром.  Среда обитания диких и домашних животных. Особенности поведения, строения тела, статичная поза, телодвижений. Сушка, раскрашивание гуашью, лакировка. Панно «Кот Мурлыка», «Бабочка», «Черепаха».

5.    Лепка сувениров к Новому году и Рождеству. История русских праздников и их особенности.  Святки, Рождество, Новый год, Праздничные сувениры. Использование различных способов лепки. Изделия: «Снеговик», «Снегурочка», медаль «Ангелочек», талисман года, рождественский венок.

6.    Лепка предметов для украшения интерьера. Украшение жилища. Цветовое решение. Использование различных материалов. Элементы декора. Сушка, раскрашивание гуашью.

7.    Лепка и роспись пасхальных яиц. История праздника Пасхи. Традиции. Лепка и оформление пасхальных яиц.

8.    Лепка человеческой фигуры. Особенности строения тела, головы. Пропорции лица, формы глаз, бровей, щек, рта, носа, подбородка, ушей, шеи, плеч. Сушка, раскрашивание гуашью. Изготовление малых скульптурных форм «Весёлый повар», «Клоун».

9.    Лепка на свободную тему. Закрепление знаний, умений и навыков лепки. Лепка сувениров, игрушек, картин на свободную тему. Развитие творческого мышления, воображения, умение самостоятельно ставить цель и доводить до конца начатое дело.

10.          Итоговое занятие. Подведение итогов о проделанной работе в течение года.


Тематический план (6-7 лет) 

месяц № тема содержание 
сентябрь

1 «Фрукты на блюде» 
С использованием природного материала. Лепка плоскостной фигуры. 
2 Раскрашивание изделия гуашью. Раскрашивание изделия, используя разные оттенки и блики. 
3 «Натюрморт с самоваром» Лепка плоскостной фигуры самовара с объемными хлебобулочными изделиями. 
4 Раскрашивание изделия гуашью. Раскрашивание изделия «солнечными красками» (желтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий…) 
Октябрь

5 «Ёжик на лесной полянке» Создание сюжетной лепки. 
6 Раскрашивание изделия акварельными красками. Использование в раскрашивание изделия ярких цветов и оттенков. 
7 «Лисичка со скалочкой» 
Объемная конструкция - игрушка. Лепка объемной фигурки лисы, используя для объема бутылочку от лекарства. 
8 Раскрашивание изделия гуашью. Создание сюжетного образа и передача настроения сказочной лисы. 
ноябрь

9 «Рамка с цветами» 
Объемная конструкция. Лепка плоскостной рамки с объемными цветами. 
10 Раскрашивание изделия гуашью и украшение пайэтками. Использование в раскрашивании разных материалов. 
11 «Портрет мамы» Лепка плоскостной фигуры, передавая особенности внешнего вида и настроения конкретного человека. 
12 Раскрашивание изделия гуашью. Использование в раскрашивании пастельных оттенков. 
декабрь

13 «Елочная игрушка колокольчик» Лепка объемной игрушки украшенной орнаментом. 
14 Раскрашивание акварельными красками. Использование в раскрашивании ярких новогодних цветов. 
15 «Панно новогоднее» 
Сюжетная картина. Создание сюжета по самостоятельному замыслу детей. 
16 Раскрашивание изделия гуашью. Инициировать самостоятельный поиск изобразительных средств для передачи новогоднего настроения. 
Январь

17 «Рождественский подсвечник». Лепка объемного изделия украшенного рождественскими мотивами. 
18 Раскрашивание изделия гуашью. Использование в раскрашивании ярких праздничных красок, чтоб передать настроение Рождества. 
19 «Двое из ларца». 
Сюжетная композиция в виде двух фигурок веселых похожих человечков. 
20 Раскрашивание восковыми мелками и гуашью. Использование в раскрашивании различных материалов и орнаментов придуманных детьми самостоятельно. 
Февраль

21 «Морская сказка». 
Лепка изделия – панно с использованием морских мотивов. 
22 Раскрашивание изделия гуашью. Раскрашивание изделии «морскими» цветами (бирюзовый, голубой, синий, фиолетовый, сиреневый и т.п.) 
23 «Крокодил». 
Изготовление детьми цветного теста и лепка из него объемной фигурки. 
24 «Игрушку сделаю я сам!». 
Изготовление изделия из цветного теста. Самостоятельный выбор детей цветовой палитры для изготовления изделия по замыслу. 
Март

25 «Матрешка». Лепка объемной игрушки. 
26 Раскрашивание изделия гуашью. Раскрашивание изделия используя мотивы хохломской росписи. 
27 «Автопортрет в рамке». Создание плоскостного портрета, передавая характерные свои черты. 
28 Раскрашивание изделия гуашью. Самостоятельный подбор палитры для раскрашивания автопортрета. 
Апрель

29 «Космический корабль». 
Создание объемной конструкции – игрушки. 
30 Раскрашивание изделия и украшение пайэтками, бисером. Использование в украшении изделия различных материалов. 
31 «Яйцо пасхальное». Лепка объемной фигуры и украшение ее орнаментом. 
32 Раскрашивание изделия акварельными красками. Использование в раскрашивании изделия ярких красок. 
Май

 33 «Гусеница у яблока». Создание сюжетного образа объемной гусеницы у плоскостного яблока – домика. 
34 Раскрашивание изделия акварелью. Самостоятельный подбор цветов для изображения настроения данного сюжета. 
35 «Подсолнухи в вазе».
36 Раскрашивание работы Самостоятельное раскрашивание работы, используя пи этом различные материалы (акварель, гуашь,  бисер, пайэтки,  и т.п.). 

                          Список используемой литературы 

1. Диброва. А. Соленое тесто.- из соленого теста.- М. АСТ Полиграфиздат, 2010. Ростов н/Д: Феникс, 2012.- (Волшебная мастерская. Мои первые шедевры). 
2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.  
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
4. Фигурки из соленого теста. –М.: АСТ-ПРЕССА КНИГА, 2012. – (Мастер – класс на дому).  

 

 

 

Конспект  занятия  по  лепке в младшей группе.

 

Тема:  «Ёлочка нарядная»

 

Цель:

 

Закрепление полученных умений в игровой творческой форме.

 

Программные  задачи:

 

Образовательные:

 

Обогащать тактильный опыт детей.

 

Развивающие:

 

Развивать  речь детей,

 

Развивать мелкую моторику рук. 

 

Умение ориентироваться в пространстве. 

 

Воспитательные:

 

 Воспитывать доброжелательные отношения  друг к другу, интерес к занятию.

 

 Вызвать положительный интерес  в украшении елки.

 

Побуждать детей делать самостоятельный выбор.

 

Материал.

 

Образец  с изображением елки; декоративные элементы

 

                 Ход занятия.

 

Дети заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на ее красочное оформление.

 

-- Ребята, посмотрите, как красиво стало у нас в группе! Скоро праздник Новый год.

 

--Что спряталось в моей коробочке?

 

. Воспитатель открывает коробочку, в которой лежит еловая ветка.

 

-- Ребята, что это?  (ветка).

 

-- А с какого дерева эта ветка? (с елочки).

 

Воспитатель подносит к детям ветку и просит детей  протянуть свои ладошки к ней, осторожно дотрагивается  до ладоней детей.

 

-- А какая веточка?  (колючая).

 

-- А  где же сама елочка? (дети в группе взглядом находят елочку).

 

-- Давайте подойдем к ней поближе и рассмотрим ее. Вот красавица елка, посмотрите какая она нарядная.  Сколько на ней разноцветных шаров.

 

-- Катя, покажи красный шарик.

 

-- Саша, покажи синий шарик.

 

-- Лера, покажи желтый шарик.

 

Дети по просьбе воспитателя показывают нужные шары.

 

-- Ребята, вам понравилась елочка? (да).

 

Воспитатель вместе с детьми подходят к столу, на котором лежит лист ватмана с изображением елочки.

 

--Ребята, посмотрите, какого цвета елочка? (зеленая)

 

-- Давайте поможем белочке украсить елочку

 

Украсим белке елочку

 

Красивыми шарами, 

 

Пусть сверкает елочка

 

Веселыми огнями.

 

Воспитатель предлагает детям  скатать шарик из теста.

 

-- Посмотрите, ребята, как я буду украшать елочку. Кладу шарик на елочку и надавливаю на него указательным пальцем правой руки. Вот  какой  шарик мы повесили на елочку.

 

Ребята кладут  шарик на силуэт елочки и надавливают пальцем.

 

-- Смотрите, как красиво получилось!

 

-- Посмотрите какая нарядная получилась у нас елочка!

 

- Теперь давайте раскрасим красками эти шары. И елочка засверкает огнями.

 

Дети выполняют раскрашивание.

 

-  Спасибо ребята, каждый нарядил елочку свою.

 

 

Нашим мамам посвящаем!

В канун уже традиционного праздника Дня матери, в рамках деятельности кружковой работы, в старшей группе мамы и бабушки получили приглашение на творческий мастер - класс по тестопластике. Открыли занятие воспитанники группы  добрыми поздравлениями для   любимых мамам.


 

Инициаторами  такой формы  проведения  совместного творчества детей и родителей стали  педагог дополнительного образования Лариса Петровна Теплова  с  воспитателями группы Светланой Ивановной, Людмилой Митрофановной и музыкальным работником детского сада Татьяной Владимировной Поповой.

 

С большим воодушевлением каждый из участников работали над единым своим проектом.

По раннее сделанным макетам, в руках мам и детей, поэтапно воплощалось строительство сказочного домика из цветного солёного теста.

Домика-оберега, в котором живёт счастье. Они делали поделку с красивой крышей,  фигурными окнами, дополняя  свои декоративные элементы. Мамы в ходе работы увидели, как раскрыт эмоциональный фон ребёнка, его воображение и практические навыки по лепке. Эстетическая восприимчивость между мамой и юным мастером была на высшем уровне. Домики были индивидуальны и красивы, потому что они были на   фундаменте   совместного творчества, а  главным измерением этого воспитательного процесса было предназначение женщины – матери, дорогого человека для каждого из нас. Именно добро, тепло от заботы и любви  женщины живёт в каждом доме, в каждой семье. Утвердительно, в конце работы, каждая из мам сделала надпись «Здесь живёт счастье». Как никто в семье, каждая мама знает  секреты большого семейного счастья.   

 

 

Цель творческого мастер - класса  отразилась в праздничном настроении всех участников, потому что в руках был домик, где живёт счастье, которое берёжёт МАМА.

Тематику семейного творчества в союзе с педагогами, детьми  и родителями можно расширить, что послужит оптимизации форм родительского воздействия в процессе воспитания дошкольников и укреплению дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.