• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Дополнительная образовательная программа технической направленности "НТМ-дошкольник"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Начальное техническое моделирование - дошкольник - это первые шаги старших дошкольников в самостоятельной творчес­кой деятельности по созданию простейших технических объектов и других поделок из бумаги.

Актуальность данной программы заключается в том, что она реализует обучающие, развивающие и воспитательные задачи через умения и навыки технического и художественного конструирования.

Новизна программы состоит в том, что введение новых тем для изучения позволяет комбинировать используемые приемы и методы по техническому и художественному конструированию.

           Цель программы:   развитие творческой активности обучающихся путем формирования у них знаний, умений и навыков в работе по конструированию и художественному оформлению изделий.

     Задачи:

-         познакомить детей с основами технического конструирования и художественного оформления изделий;

- совершенствовать умения и навыки работы с различными материалами, инструментами, приспособлениями ручного труда;

-         развивать художественный вкус, изобретательность, устойчивый интерес к  творческой деятельности;

-         способствовать формированию умений анализа и самоанализа;

-         создавать атмосферу доброжелательности, сотрудничества.

       Данная программа составлена с учетом Министерских программ для внешкольных учреждений "Техническое творчество обучающихся":

  1. "Начальное техническое моделирование".
  2. "Техническое конструирование в группах продленного дня".
  3. "Начальное техническое моделирование с элементами художественного конструирования".

       Программа предусматривает более разнообразный и доступный учебный материал, не дублирует Министерские программы средней общеобразовательной школы,  а  некоторые темы (например, "графическая грамота") даются с опережением, что помогает ребятам при освоении материала в школе.

     По каждой теме, входящей в программу, дается сумма необходимых теоре­тических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени занима­ет практическая работа. Значительное место отводится графической подготовке старших дошкольников, чтобы сформировать прочные навыки в графическом изображении при изготовлении изделий.

     Содержание практической части и творческие задания для обучающихся разработаны педагогом на основе опыта работы, учитывая интересы детей, значимость, доступ­ность, соответствие цели  задачам программы.

     Успех работы в объединении всегда зависит от выбора объектов труда. Они должны быть интересными, внешне привлекательными, несложными в изготовле­нии.

Программа рассчитана на два года обучения для детей 5-7лет. Заня­тия проводятся один раз в неделю по 1 часу. Всего за год 36 часов.

Данная программа является начальным подготовительным звеном в системе дополнительного образования и развития ребенка. После ее освоения дети могут продолжить обучение в кружках технического направления, т.к. у них сформирова­лись первоначальные умения по работе с чертежными инструментами, умение читать, понимать, вычерчивать ''несложные'' чертежи и развертки.

Приобретая знания и умения в объединении НТМ, дети закладывают прочный «фундамент» для успешного дальнейшего обучения.

ПРОГРАММА 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

       Цель: формирование у детей интереса к техническому моделированию и художественному конструированию через обучение основным приемам работы с различными материалами.

       Задачи:

- дать основные понятия, термины, определения;

- расширять знания об основных материалах, их свойствах;

- познакомить с инструментами, необходимыми для работы, научить пользоваться ими;

- формировать элементарные графические умения;

 - познакомить с основными элементами художественного конструирования и оформления  изделий из различных материалов;

- развивать творческие способности, художественный вкус;

- воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе.

Календарно-тематический план первого года обучения.

 

                        Тема

             Количество часов

Формы контроля

  

Общее

 Теория

 Практика

1. Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Беседа

2. Материалы и инструменты.

1

0,5

0,5

Беседа, рассказ

3. Графическая грамота.

1

0,5

0,5

Беседа, рассказ

4. Конструирование из плоских 

    деталей.

4

1

3

Практ. работа

5. Оригами – японское искусство.

16

4

12

Беседа, рассказ, практ. работа

6. Конструирование из  объёмных     

    деталей.

4

1

3

Практ. работа

7. Изготовление игрушек и сувениров  из бумаги и разных  материалов.

2

1

1

Практ. работа

8. Экскурсии и мероприятия.

4

4

-

Беседа, рассказ

9. Работа над выставочными

    экспонатами.

1

-

1

 

10. Итоговое занятие.

2

1

1

 

                                               Итого:

36

13,5

22,5

 

      Содержание программы

  1. Вводное занятие.
  • Игра «Давайте познакомимся».
  • Специфика работы объединения.
  • Правила поведения обучающихся в учебном кабинете.
  • Беседа «Значение техники в жизни людей».
  • Демонстрация готовых изделий.

Практическая работа:

  • Проведение диагностики. Изготовление поделок на свободную тему с целью  выявления умений и интересов детей.
  • Игры с поделками.
  1. 2.      Материалы и  инструменты.
  • Беседа «История возникновения бумаги».
  • Общие сведения о бумаге,  виды,  свойства (толщина, цвет, прочность, водопроницаемость, назначение).
  • Демонстрация образцов различных видов бумаги, а также других материалов: пластилина, ткани, ваты, проволоки, природного материала, используемых для работы в объединении.
  • Инструменты: ножницы, шило, игла, кисть. Правила ТБ при работе с ними.
  • Организация рабочего места.

Практическая работа:

  • Игра «Помоги Незнайке» по определению видов бумаги.
  • Коллективное составление букета из смятых кусочков разноцветной бумаги.
  • Придумывание сказки «Пропала бумага».
  1. 3.      Графическая грамота.
  • Чертёжные инструменты: линейка, карандаш; их назначение и правила пользования.
  • Линии чертежа: линия видимого контура (сплошная толстая), линия сгиба (пунктирная).
  • Первоначальное понятие о чертеже и эскизе, их различия.
  • Правила безопасной работы.

     Практическая работа:

  • Упражнения в чтении и составлении простейших чертежей.
  • Изготовление из бумаги самолётов, игры-соревнования с ними.
  1. 4.      Конструирование из плоских деталей.
  • Беседы: «Техника в жизни человека», «Освоение космоса. Первый космонавт», «Улицы нашего города», «Наша безопасность – в наших руках».
  • Виды транспорта: водный, воздушный, автомобильный, железнодорожный.
  • Плоские геометрические фигуры, их элементы.
  • Изготовление геометрических фигур: прямоугольников, треугольников, квадратов без использования линейки (путём сгибания квадрата пополам и по диагонали).
  • Правила безопасной работы.

Практическая работа:

  • Конструирование из геометрических фигур различных видов транспорта.
  • Изготовление композиций «Кораблик в море», «Ракета», «Поезд друзей», «Улицы нашего города».
  • Изготовление геометрического конструктора, составление предметов и композиций по темам и по собственному замыслу.
  • Изготовление закладок с геометрическим орнаментом.
  • Итоговое занятие по теме: «Встреча с весёлыми геометриками».
  1. 5.      Оригами – японское искусство.
  • Беседы «Чудесные поделки из бумаги», «Растения и животные Красной книги», «Забота о зимующих птицах», «Необычные пингвины», «Осторожно, грибы!», «Домашние питомцы».
  • Основные приёмы изготовления поделок в технике «оригами».
  • Базовые формы.
  • Правила безопасной работы.

Практическая работа:

  • Объёмные поделки: журавлик счастья, кораблик, автомобиль, поющий лягушонок,  тюльпан, дракон, закладки, коробочки разных видов.
  • Предметные плоские композиции: «Рыбки в аквариуме», «Петушки», «Пингвины», «Сова», «Лягушки», «Грибная полянка», «Снегири», «Воздушный змей», «Бабочки», «Цветы в вазе».
  • Сюжетные плоские композиции: «Колобок», «Царевна-лягушка», «Солнечный денёк».
  • Сюжетная объёмная композиция «Мои любимые животные».
  • Итоговое занятие «С бумажными друзьями повторяем «оригами».
  1. 6.      Конструирование из объёмных деталей.
  • Объёмные геометрические фигуры: цилиндр, конус. Их отличия от плоских.
  • Вырезание заготовок для изделий и отдельных деталей по шаблонам и по линейке.
  • Соединение (сборка) деталей.
  • Простейшие способы изготовления развёрток.
  • Правила безопасной работы.

Практическая работа:

  • Изготовление домика, фермы, гаража, машинок, дорожных знаков, игрушек.
  1. 7.      Изготовление игрушек и сувениров из бумаги и разных материалов.
  • Беседы к памятным датам, праздникам: «Традиции Нового года в разных странах», «Международный женский день», «Наши защитники», «Подвиг народа в Великой Отечественной войне» и др.
  • Способы и приёмы изготовления поделок из разных видов бумаги, ткани, ваты, яичной скорлупы, природных материалов.
  • Сбор и подготовка материалов к работе.
  • Декоративное оформление поделок.
  • Орнамент, его виды (из геометрических фигур, из предметов растительного и животного мира).
  • Цвет, теплые и холодные цвета, гармоничность цветовых сочетаний.
  • Правила безопасной работы.

 Практическая работа:

  • Изготовление сувениров, игрушек, праздничных открыток,, новогодних масок, гирлянд, снежинок, цветочных композиций.
  • Изготовление композиций на основе элементов «капелька», «пушистик», «лепесток» (из креповой бумаги).
  • Изготовление цветочных композиций на основе элемента «петелька».
  1. 8.      Экскурсии и мероприятия
  • Экскурсии в выставочные залы для ознакомления с творческими работами школьников города.
  • Конкурсные, игровые программы; праздники.
  1. 9.      Работа над выставочными экспонатами.
  • Участие в выставочной деятельности на уровне Центра, структурного подразделения.
  1. 10.  Итоговое занятие.
  • Оформление итоговой выставки.
  • Итоговое занятие «Путешествие в городок «Мастерок».
  • Подведение итогов работы за год, обмен мнениями о работе объединения.
  • Проведение итоговой диагностики.

Результаты обучения:

Обучающиеся должны знать:

- название, назначение разных инструментов (ножницы, циркуль, игла, шило), правила безопасности труда при работе с ними;

- виды,  свойства (прочность, прозрачность, цвет, толщина, водопроницаемость), назначение бумаги и картона;

- названия плоских геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник), их элементы (стороны, углы, вершины);

- объемные геометрические фигуры (общее знакомство, сходство и отличие от плоских);

- линии чертежа (линия видимого контура, сгиба, обрыва, местонахождения клея);

- понятия "чертеж" и "эскиз", их различия;

- приемы разметки с помощью шаблонов и чертежно-измерительньх инструментов (линейки, угольника, циркуля);

- способы изготовления деталей, их   сборка с помощью неподвижных соединений (клеевого, щелевого);

- понятие "оригами", основные приемы сгибания квадрата; теплые и холодные цвета;

- понятие "орнамент" вида орнаментов (геометрический, расти­тельный, животный, национальный, смешанный).

уметь:

- организовывать рабочее место, соблюдать на нем порядок во время работы (подбирать нужные материалы, инструменты, рационально размещать их на рабочем месте);

- понимать простейшие графические изображения; самостоятельно делать эскизы к творческим работам; изготовлять изделия по образцу, графическим изображениям;

- выполнять простые поделки в технике "оригами"; составлять плоские и объемные композиции, составлять разные виды орнаментов при оформлении изделий.

  ПРОГРАММА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ      Цель: формирование потребности в самостоятельной творческой деятельности через углубление знаний и совершенствование умений по техническому моделированию и художественному конструированию.

Задачи:

- расширять знания о видах и свойствах различных материалов (бумаги, картона, ваты, поролона, природных материалов) и способах работы с ними;

- продолжить знакомство с объёмными геометрическими фигурами, их элементами;

- совершенствовать графические умения,  умения создавать и оформлять плоские и объёмные композиции по развёртке, на основе какого-либо элемента, по собственному замыслу;

- развивать мышление, воображение, художественный вкус, творческие способности;

    - воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение друг к другу.

Учебно-тематический план второго года обучения.

                        Тема

             Количество часов

Формы

контроля

 

 Общее

 

Теория

 

Практика

1. Вводное занятие.

1

0,5

0,5

Беседа

2. Материалы и инструменты.

1

0,5

0,5

Беседа, рассказ

3. Графическая грамота.

1

0,5

0,5

Беседа, рассказ

4. Конструирование из плоских 

    деталей.

12

4

8

Практ. работа

5. Конструирование из  объёмных  деталей.

4

1

3

Беседа, практ. работа

6. Изготовление игрушек и  

    сувениров из  бумаги и разных   

    материалов.

10

2

8

Практ. работа

8. Экскурсии и мероприятия.

4

4

-

Беседа, рассказ

9. Работа над выставочными

    экспонатами.

1

-

1

 

10. Итоговое занятие.

2

1

1

 

                                                    Итого:         

36

15,5

20,5

 

Содержание программы.

  1. Вводное занятие.
  • Беседа «Как я провёл лето».
  • Задачи и содержание программы второго года обучения.
  • Анализ работ, выполненных летом.

Практическая работа:

  • Изготовление игрушки на тему: «Подарок моему новому другу».
  1. Материалы и  инструменты.
  • Беседа «Производство бумаги в современном мире».
  • Демонстрация образцов новых видов бумаги и других материалов: пластика, поролона, стекла. Их свойства. Инструменты при работе с ними.
  • Простейшие опыты по определению свойств бумаги.

Практическая работа:

  • Составление коллекции «Виды бумаги». Оформление работы.
  1. 3.      Графическая грамота.
  • Чертёжные инструменты: линейка, циркуль, карандаш; их назначение и правила пользования.
  • Линии чертежа: линия видимого контура (сплошная толстая), линия сгиба (пунктирная), линия обрыва (волнистая), выносная (размерная) линия.
  • Условные обозначения радиуса, диаметра.
  • Правила безопасной работы.

     Практическая работа:

  • Упражнения в чтении и составлении чертежей-развёрток..
  • Изготовление несложных моделей технических объектов по чертежу развёртке. Обыгрывание.
  1. Конструирование из плоских деталей.
  • Беседы: «Динамические игрушки», «Мозаика – разновидность аппликации», «Виды плетения из бумаги».
  • Плоские геометрические фигуры: разновидности прямоугольников и треугольников.
  • Сопоставление форм окружающих предметов, технических объектов с геометрическими фигурами.
  • Соединение (сборка) плоских деталей между собой:

- неподвижные соединения: клеевое, щелевое;

- подвижные соединения: «улитка» (заклёпки из мягкой тонкой проволоки),  

крепёжное.

  • Приёмы работы в технике «мозаика».
  • Приёмы работы в технике «плетение».
  • Правила безопасной работы.

Практическая работа:

  • Конструирование макетов и моделей технических объектов, игрушек с различными видами соединений.
  • Изготовление динамических игрушек «Пингвин», «Бабочка», «Лягушка», «Цыплята», «Весёлый колобок», «Цирковой медведь».
  • Изготовление композиции в технике «мозаика» «Моё любимое животное».
  • Плетение закладок, сумочек, декоративных изделий.
  • Игры и соревнования с моделями и игрушками.
  1. 5.      Конструирование из объёмных деталей.
  • Объёмные геометрические фигуры: шар, куб, параллелепипед, призма.
  • Элементы объёмных геометрических фигур: грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность.
  • Сопоставление форм окружающих предметов, технических объектов с объёмными фигурами.
  • Соединение (сборка) деталей.
  • Способы изготовления развёрток.
  • Правила безопасной работы.

Практическая работа:

  • Изготовление объёмных геометрических фигур с предварительным вычерчиванием развёрток.
  • Изготовление многогранной вазы (на основе призмы), карандашницы «Петушок» (на основе куба,) поздравительных коробочек (на основе параллелепипеда), объёмного цветка (на основе шара, цилиндра), фигурок животных, сказочных персонажей, зданий, качелей, технических объектов из картона и готовых форм.
  • Составление макета «Мой город». Обыгрывание.
  1. 6.      Изготовление игрушек и сувениров из бумаги и разных материалов.
  • Беседа «Народные традиции и знаменательные даты».
  • Новые способы и приёмы изготовления сувениров из разных видов бумаги (квиллинг), ткани, ваты, проволоки, перьев, яичной скорлупы, природных материалов.
  • Способы соединения деталей.
  • Декоративное оформление поделок.
  • Орнамент – как основа украшений изделий из разных материалов. Народное орнаментальное искусство и его национальные традиции.
  • Хроматические и ахроматические цвета. Правила выбора цветового решения в оформлении поделок, одежды, интерьера.
  • Правила безопасной работы.

 Практическая работа:

  • Изготовление подарков и сувениров из разных материалов, их декоративное оформление, составление орнаментов по образцу и собственному замыслу.
  • Изготовление композиций в технике «квиллинг».
  1. 7.      Экскурсии и мероприятия.
  • Экскурсии в парк для наблюдения за сезонными изменениями. Сбор природного материала для занятий.
  • Экскурсии по улицам города для наблюдения за техническими объектами, их устройством и работой; для закрепления правил дорожного движения.
  • Конкурсные, игровые программы; праздники.
  1. 8.      Работа над выставочными экспонатами.
  • Участие в выставочной деятельности на уровне города, Центра
  1. 9.      Итоговое занятие.
  • Оформление итоговой выставки.
  • Подведение итогов работы за год, обмен мнениями о работе объединения, поощрения обучающихся.
  • Проведение итоговой диагностики.

Результаты обучения:

Обучающиеся должны знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены на занятиях;

- способы работы с бумагой, картоном, ватой, поролоном, при­родными материалами;

- правила чтения графических изображений;

- объемные геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр, призма,   конус, параллелепипед), их элементы (грани, вершины, ребра);

- теплые, холодные, хроматические, ахроматические цвета.

уметь:       

- соблюдать технику безопасности труда;

- работать ручными инструментами с разными материалами, ис­пользуемыми в разделах "сувенир", работа с природным материалом;

- экономно расходовать материал, бережно относиться к инстру­ментам, оборудованию;

- самостоятельно планировать предстоящую работу;

- самостоятельно изготавливать плоские и объемные поделки по образцу, техническим изображениям, словесному объяснению.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

    Методы и формы, которые используются на занятиях, содействуют прочному усвоению и запоминанию учебного материала, развивают творческий потенциал обучающихся.

Все три основные группы методов: словесные, наглядные, практические (репродуктивные, проблемные, поисковые), применяются в комплексе, и каждый на определенном этапе занятия оптимально реализуется, чтобы при смене видов дея­тельности обучающихся шла опора на различные анализаторы и, тем самым, сохранился охранительный режим обучения.

Каждое занятие начинается с объявления темы в интересной, необычной форме (для заинтригованности, привлечения внимания детей) и объявления учебного материала. Объяснение должно быть четким, логически выстроенным, непродолжительным. Главные моменты должны ярко и конкретно прозвучать в нем.

При ознакомлении детей с новым явлением, понятием ведется работа не только над объяснением его значения, произношением и пониманием, но и дают до­полнительные сведения об этом явлении, его месте и роли в жизни человека.

Беседа с детьми проводятся в непринужденном диалоге "педагог - ребенок". Прежде всего, необходимо вызвать интерес к данной теме у обучающихся: узнать, что известно школьникам по этому вопросу, опираясь на их жизненный опыт, вызвать какие-либо яркие воспоминания, незабываемые впечатления. Затем, создав у детей необходимый настрой, педагог дает информацию по теме занятия, используя игровые формы, яркую наглядность, детскую литературу. Такая беседа интересна, увлека­тельна, достигает своей цели.

Теоретические данные необходимо подкреплять наглядным материалом, кото­рый способствует более эффективному обучению, делает учебный процесс живым и ярким, поднимает его результативность.

На занятиях используется разнообразная наглядность.

Наглядные пособия необходимы абсолютно на всех этапах занятия. Они дол­жны использоваться своевременно, быть в необходимом количестве и эстетически оформленными.

Реакция на все новое, яркое, необычное особенно сильна в этом возрасте. Дети младших классов прежде всего направляют свое внимание на образы, бросающиеся в глаза предметы или их признаки. И если суть предмета не находится на поверхности, если она замаскирована, то дети не замечают ее. Все это объясняется наличием у младших школьников наглядно-образного мышления и непроизвольного внимания.

Практическая работа детей многообразна по своим формам. Одни любят ра­ботать индивидуально, самостоятельно   анализировать, сравнивать, наблюдать, делать выводы, исправлять свои ошибки. Для других более приемлема работа в пapax, группах.

    Такую форму работы хорошо использовать в соревновании, которое организует детей, дисциплинирует, повышает интерес к выполняемому делу. Практи­ческие работы в такой атмосфере будут проходить более эффективно.

Для создания доброжелательной атмосферы, внутреннего подъема и положи­тельных эмоций на разных этапах занятия проводится музыкотерапия (использование музыки в любом виде).

а)      перед началом занятия:

(запись песен, музыкальных произведений)

создать эмоциональный настрой  на восприятие темы

 цель: организовать на работу

б)      в течение занятия: во вводной беседе, самостоятельной работе

(магнитофонная запись произведений классической музыки, современной, детские песни)

 цель: создать условия для более глубокого восприятия материала.

в) паузы для отдыха

(прослушивание песен, сочетание пения с танцевальными движениями)

    дать возможность активным эмоциональным проявлениям в танце, игре, песне

цель:    сплотить детский коллектив.

  В жизни обучающихся младшего школьного возраста большое место занимает игра, поэтому игровой метод широко используется на занятиях.

Игра таит в себе огромные потенциальные возможности для развития детей. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребенка к будущему, воспитание любви к труду.

Игровые моменты проводятся на всех этапах занятия. Игровые ситуации могут быть в начале - при объяснении нового материала, в середине - в ходе самостоятельной работы, при проведении соревнований, в конце - при обыгрывании поделок и композиций, в перерывах между работой - в ходе физкультурных и музыкальных пауз.

Данная программа построена на следующих принципах:

  1. Принцип научности.
  2.  Принцип систематичности.

3. Принцип доступности,

4. Принцип заинтересованности.

5. Принцип связи теории с практикой.

Принцип наглядности

Используемые приемы и методы, подробно раскрывающиеся в данной программе, адекватны особенностям детей, условиям их воспитания и обучения.

2. Введены новые темы: "Оригами", "Изготовление подарков, сувениров из разных материалов", "Работа с природным материалом", "Основы переплетного дела". Эти темы вносят разнообразие в учебный процесс, доступны детям по степени сложности, уровню развития, а также по использованию необходимого для работы материа­ла.

Велика роль игры на итоговых занятиях, которые проводятся после изу­чения тем, по окончанию четверти, года. Они проходят ярко, интересно, плодотворно, с ис­пользованием разнообразного занимательного материала (викторин, конкурсов, кроссвордов, ребусов), устного народного творчества (загадок, пословиц, погово­рок), в следующих игровых формах:

-                                  занятие – игра;

-                                  игра-путешествие;

-                                  игра-соревнование;

-                                 дидактическая игра.

      В обстановке игровой и сказочной ситуации дети чувствуют себя увереннее; активизируется их мыслительная деятельность, работа проходит интересно и легко в близкой по духу атмосфере. Полученные знания и умения приобретают более глубокое освоение, складываются в единую систему, а, значит, надолго остаются в памяти.

Этому способствуют следующие моменты:

- Занятие начинается необычно, сразу вводится элемент неожиданности: может прозвучать сказка, которая поведет детей в путешествие, могут предлагаться правила веселой игры и т.п.

- Вводятся сказочные персонажи (живые, изготовленные, нарисованные) в проведе­ние занятия. Ребята вместе с ними играют, соревнуются, путешествуют.

- Основная идея проходит через все этапы и элемента занятия: различные задания, выставки, физминутки, названия сказочных  героев: соблюдается взаимосвязь всех этапов занятия, логический переход одного в другой.

- Применяется игровая сказочная терминология ("городок Мастерок", царство "Оригами").

- Использование дидактических методов регулярно сочетается с игровыми задания­ми, т.е. очень важно найти "золотую середину", чтобы занятие не напоминало серьезный экзамен или развлекательную игру.

Идет не только закрепление и обобщение учебного материала, но и внесе­ние новой информации, энциклопедических данных, расширяющих детский кругозор.

-   Кроме практической направленности, занятие имеет психологический аспект, т.е. те задания, игры, которые предлагаются детям, способствуют у них развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления (умению анализировать, oбобщать, сравнивать).

Важным моментом в обучении является работа по проведению анализа и самоанализа, которому ребята учатся в процессе всего курса обучения по программе. Она включает в себя три этапа. Каждый этап не имеет четких границ и для каждого ребенка индивидуа­лен.

1  этап.  Педагог сам дает оценку работы уч-ся, показывает образец рассуждения. Он четко определяет, по каким критериям будет оцениваться ра­бота. При оценке работы педагог отмечает достоинства, особенно творческого характера, обращает внимание на недостатки в работе, причины их возникновения и пути преодоления.

2 этап.   Анализирует работу ученик. Педагог задает вопросы, помогающие делать ответ полным и лаконичным.

3 этап.  Ученик самостоятельно анализирует работу (свою или товарища).

Проанализировав работу каждого, педагог составляет общую картину работы всей группы. Делается вывод о результатах: какими знаниями, умениями, навыками ребята овладели хорошо, что способствовало этому. Серьезное внимание уделяется тем знаниям и умениям, которые не усвоены в полном объеме. Педагог вместе с учениками ищут объективные и субъективные причины этому.

Способы отслеживания и контроля результатов.

Виды контроля:

  1. Входной (в начале года) для определения первоначального уровня ЗУНов, творческих способностей.
  2. Текущий (на каждом занятии) для получения представления о работе детей. Проводится в форме наблюдения за практической деятельностью детей, опроса, беседы, анализа выполнения практических работ.
  3. Тематический (по окончанию изучения темы) для определения результатов усвоения материала по данной теме. Формы: итоговое занятие, выполнение творческого задания, выставка работ обучающихся по теме.
  4. Итоговый (в конце года). Формы проведения: итоговое занятие, итоговая выставка.

Критерии оценки специальных знаний:

В (высокий уровень) – ребенок знает основные понятия и термины, оперирует ими; знает названия инструментов и приспособлений, правила т/б при работе с ними; в полной мере владеет знаниями по материаловедению и графической грамоте, основам цветоведения.

С (средний уровень) – ребенок имеет достаточные знания по материаловедению, графической грамоте, основам цветоведения, знает основные понятия, допускает незначительные ошибки при определении видов и свойств различных материалов.

Н (низкий уровень) -  допускает ошибки при определении видов, свойств различных материалов, не может объяснить основные понятия, не знает правил т/б при работе с материалами и инструментами.

Критерии оценки практических умений:

В (высокий уровень) – ребенок в полной мере владеет приемами работы в изученных техниках, умеет соединять детали различными способами, использует необходимые инструменты и приспособления, соблюдает правила т/б, оформляет свое изделие в соответствии с замыслом; работает самостоятельно.

С (средний уровень) – ребенок допускает неточности по технологии изготовления, нуждается в незначительной помощи при оформлении изделия.

Н (низкий уровень) -  слабо владеет приемами работы, нарушает т/б при работе с материалами и инструментами, нуждается в систематической помощи педагога при изготовлении и оформлении изделия.

Уровень личностных качеств и творческой активности отслеживается с помощью специальных методик и наблюдения.

Личностные качества: самостоятельность, интерес к занятиям, уровень конфликтности.

Критерии оценки личностных качеств:

Критерии оценки уровня самостоятельности заложены в критериях оценки практических умений.

Интерес к занятиям – осознанное участие в освоении образовательной программы. Методы диагностики – наблюдение, тестирование.

В (высокий уровень) – интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно.

С (средний уровень) – интерес периодически поддерживается самим ребёнком.

Н (низкий уровень) – интерес к занятиям продиктован извне.

Уровень конфликтности

В – периодически провоцирует конфликты.

С – сам в конфликтах не участвует, старается их избежать.

Н – пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты.

Критерии оценки уровня творческой активности:

Высокий (креативный) - положив в основу работы изучаемый прием, новый элемент, способ соединения и т.п., ребенок самостоятельно рисует эскиз, изготовляет детали, производит сборку и оформление изделия.

Средний (продуктивный) - ребенок дополняет свою работу новыми деталями, изменяет цвет, форму, расположение в композиции по собственному замыслу.

Низкий (репродуктивный) - ребенок работает с опорой на предложенный образец и при из­готовлении работы, почти не вносит изменений в композицию, т.е. практически повторяет образец.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ   БАЗА

      На занятиях используются следующие инструменты: ножницы, карандаш, линейка, угольник, шило, игла, стеки.

      Материалы: бумага, ткань, вата, поролон, проволока, нитки, природ­ный материал.

       Раздаточный материал: шаблоны, наборы геометрических фигур различ­ных размеров.

      Соблюдение правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещении и на рабочих местах (хорошая освещенность на рабочих местах, место для расположения оборудования и материалов, шкафы, полки для хранения инстру­ментов, материалов, содержание рабочих мест, инструментов в чистоте и поредев, проветривание помещения, эстетически оформленный кабинет в целом).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.  В разделе "Вводная беседа", "Материалы и инструменты" используется литература: "Чудесные поделки из бумаги" Богатеевой; "Художественный труд в д/с СССР и СФРЮ" Д.В.Пантелеевой, детская литература (беседы: "Из истории бумаги", "Материалы и инструменты").

            Разработано вступительное занятие, где даются понятия о бумаге, ее видах, инструментах, технологическая карта по изготовлению поделки (имеется коллекция различных видов бумаги, набор инструментов).

           Подборка загадок об инструментах.

II. Графическая грамота.

Для изучения данной темы используется материал:

-       рисунок с линиями условных изображений;

-       геометрические фигуры плоские, объемные;

-       чертежи, схемы, таблицы.

Ш. Конструирование из плоских деталей.

 Разработаны занятия:

  1. По видам транспорта (образец, технологическая карта, чертежи, раздаточный
    материал: квадрат-шаблон, иллюстрации с изображением транспортных
    средств, детская художественная литература).
  2. По изготовлению поделок на основе круга (образцы, чертежи, раздаточный материал - шаблоны круга).

IV.    Конструирование из объемных деталей.

На занятиях используются:

-       набор геометрических объемных фигур;

-       развертки, чертежи;

-       образцы;

-       шаблоны.

V.  ОРИГАМИ.

Для изготовления поделок по типу "оригами" используется:

  1. Беседа "Что такое оригами".
  2. Наглядные пособия - схемы по приемам складывания, последователь­ность работы.
  3. Образцы.

4. Художественная детская литература, энциклопедическая информация для вступительных бесед.

VI. Сувенир.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
М.: Просвещение, 1988.

2. Программы средней общеобразовательной школы "Начальные классы".
М.: Просвещение, 1988.

3. Барта И. 200 моделей для умелых рук. -  СПб: Сфинкс, 1997.

4. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. -  М.: Просвещение, 1992.

5. Галеезо М.В., Матккша М.В. Возрастная и педагогическая психология. -
М.: Просвещение, 1984.

6. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. -  М.: Просвещение, 1981

7. Маракаев О. Первый букет. – Ярославль: Академия развития, 1999.

8. Мастерим из бумаги ОРИГАМИ. – Таллин: Издательство "Валгус".

9. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия развития, 1998.

  1. Оригами. Выпуск № 1. Бумажный конструктор для детей.– Новосибирск: Студия Дизайн ИФОЛИО, 1994.
  2. Перевертень Г.И. Техническое творчество в начальных классах. -
    М.: Просвещение, 1988.
  3. Полонин К. Дети в летнем лагере. - М.: Профиздат, 1991.
  4. Соколова О. Сказки и маски. -  СПб: Диамант, 1997.
  5. Цамуталина Е.Е 100 поделок из ненужных вещей. - Ярославль: Академия развития, 1999.
  6. Щеблыкин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы. - М.: Просвещение, 1990.

16. Журналы "Дошкольное воспитание", "Начальная школа".