• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Краткая презентация образовательной программы

     Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана для муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 (далее МКДОУ детский сад № 1) с учётом особенностей, традиций учреждения, предоставляющих возможности воспитанникам в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Образовательная программа является одним из основных нормативных документов, который регламентирует жизнедеятельность
дошкольного образовательного учреждения.

       Цель и задачи деятельности ДОО по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования,  Уставом ДОУ, реализуемым проектом примерной общеобразовательной программы  «ВДОХНОВЕНИЕ»  под  редакцией В.К. Загвоздкина и Е.И. Федосовой, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.                                                                                                                                                                               

       Основной целью программы является целостное и разностороннее развитие детей раннего и дошкольного возраста, их личностное, социальное, эмоциональное, когнитивное и физическое развитие с учетом индивидуальных возможностей и ограничений в условиях новой социокультурной ситуации развития детства, соответствующее требованиям современного общества и государства к качеству дошкольного образования.

 

       Ведущими задачами Программы являются: 

– Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие.

– Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

– Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательной Программы.

– Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

– Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

– Формирование общей культуры личности воспитанников, развитие их социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.

– Обеспечение вариативности и разнообразие содержания образовательной Программы и организационных форм уровня дошкольного образования с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.

– Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

– Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 

Образовательная программа соответствует основным принципам дошкольного образования:

       1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

      2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

       3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

       4. Сотрудничество ДОУ с семьей;

   5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

    6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

  7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

       8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

       принципам, сформулированным на основе требований  ФГОС

       1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

   2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей; уважение личности ребенка;

    3.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

  Объем обязательной части Программы основывается на комплексном подходе, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, и составляет не менее 60 % от ее общего объема.

     Иные не более 40% составляют объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

     Содержательные и организационные аспекты данной части ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей, предполагает углубленную работу всем образовательным областям:

-речевое развитие,

-социально-коммуникативное развитие,

-познавательное развитие,

-художественно-эстетическое развитие,

-физическое развитие воспитанников,

-поддержку детской инициативы в различных видах деятельности.

 

    Описание возрастных и иных категорий детей, на которых ориентирована Программа.

     МКДОУ детский сад № 1 работает в условиях 10,5 часового пребывания детей в период с 07.00 - 17.30. Группы функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели, выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни. Основными участниками реализации Программы являются: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги. Основной структурной единицей ДОУ являются группы общеразвивающей направленности для детей раннего и дошкольного возраста с 1,5 до 8 лет. С учетом возрастных особенностей контингента воспитанников на 1 сентября каждого учебного года формируются 6 групп.

Кадровый потенциал.

     Воспитательно-образовательную деятельность осуществляют 13 педагогов: 1 старший воспитатель, 9 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 учитель-логопед, 1 инструктор по физической культуре, 1 педагог дополнительного образования.

Используемые примерные программы

МКДОУ детский сад № 1 реализует основную образовательную программу с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Вдохновение»/ Под ред. И.Е.Федосовой

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

     В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

- целенаправленность, систематичность, плановость в работе с семьей;

- единый подход к процессу воспитания ребенка;

- открытость дошкольного учреждения для родителей;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектовой специфики каждой семьи;

- равная ответственность родителей и педагогов.

Система взаимодействия МКДОУ с семьей

В проведении мониторинговых исследований: 

     анкетирование.

В управлении МКДОУ :

- участие в коллегиальных органах управления.

В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей:

-наглядная информация от администрации, воспитателей и специалистов

-памятки, буклеты, объявления

- передача информации по электронной почте и телефону;

-реклама сайтов по проблемам семейного воспитания;

-странички на сайте детского сада

- родительские собрания, мастер-классы, семинары-практикумы.

В образовательной деятельности детского сада, (единое пространство для всех участников образовательного процесса)

тематические дни и недели

- совместные праздники, развлечения, досуги, викторины, конкурсы, творческие выставки, смотры-конкурсы

- встречи с интересными людьми

- мероприятия в рамках проектной деятельности