• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Краткая презентация образовательной программы

     Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана для Муниципального казённого образовательного учреждения детский сад № 1 (далее МКДОУ детский сад № 1) с учётом особенностей, традиций учреждения, предоставляющих возможности воспитанникам в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Образовательная программа является одним из основных нормативных документов, который регламентирует жизнедеятельность
дошкольного образовательного учреждения.

       Цель и задачи деятельности ДОО по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования,  Уставом ДОУ, реализуемым проектом примерной общеобразовательной программы «От  рождения до школы»  под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.                                                                                                                                                                               

       Основной целью программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

       Ведущими задачами Программы являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова­ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес­ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду­альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до­школьника.

Образовательная программа соответствует основным принципам дошкольного образования:

       1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

       2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

       3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

       4. Сотрудничество ДОУ с семьей;

       5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

       6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

       7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

       8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

       принципам, сформулированным на основе требований  ФГОС

       1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

       2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей; уважение личности ребенка;

       3.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

       принципам, сформулированным на основе особенностей программы «От рождения до школы»:

       Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования исходя из принципов:

  1. Развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
  2. Научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  3. Решения по­ставленных целей и задач на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;
  4. Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
  5.  Интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой образовательных облас­тей;
  6. Комплексно-тематического построения образо­вательного процесса. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка – игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

       Детский сад осуществляет обучение и развитие, а также коррекцию недостатков в развитии детей дошкольного возраста. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 1,5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:

  • социально-коммуникативному,
  •  познавательному,
  •  речевому,
  • физическому, 
  •  художественно-эстетическому.

     Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

       Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

       Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

       Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

       Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

       Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется воспитательно-образовательными целями и задачами. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

       Проектирование воспитательно-образовательного процесса предполагает:

       1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

       2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

       3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

       4. Организацию дополнительной образовательной деятельности, целенаправленно создаваемой для получения образования в рамках основной образовательной программы и приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, развития творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
        Дополнительная образовательная деятельность в детском саду представлена кружками разных направлений развития:

- Социально-педагогическое: «Доброе начало» (основы православной культуры), «Цветик-семицветик» (сказкатерапия);

- Туристско-краеведческое: «Мой край любимый и родной» (краеведение);

- Эколого-биологическое: «Лесовичок» (конструирование из природного материала);

- Художественно-эстетическое: «Веселые музыканты» (игра на детских музыкальных инструментах), «Фантазёры» (аппликация нетрадиционными материалами), «Мукосолька» (лепка из слоеного теста), «Союзмультфильм» (мультфильмы своими руками);

- Физкультурно0оздоровительное: «Разноцветные Ёжики» (су-джоку), «Крепыш» (релаксационные игры и упражнения).

       5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

       Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

Родители (законные представители) воспитанников могут вносить свои рекомендации при составлении образовательной программы ДОУ. Что даёт возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания, позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных организаций. В таком плане привлечение родителей к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждой дошкольной образовательной организации. Это способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

       В детском саду имеются все условия для реализации программы

Материально-технические:

-       Соответствуют санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-       Каждая группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты  в соответствии с возрастом детей.

Психолого – педагогические:

-    уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;

-       использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям;

-       построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;

-       поддержка доброжелательного отношения детей друг к другу;

-       возможность выбора детьми видов деятельности, общения;

-       защита детей от всех форм физического и психического насилия;

-       поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную       деятельность.

Финансовые:

 -   обеспечивают возможность   выполнения требований ФГОС;

-        гарантия бесплатного дошкольного образования за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в муниципальных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти.

Кадровые:

-  квалифицированные воспитатели;

-  наличие специалистов: музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда:

-       обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения;

-       соответствует возрастным возможностям детей;

-       предполагает возможность изменений от образовательной ситуации;

-       доступность, безопасность.

       В результате освоения Программы ребенок достигает определенного уровня развития личности, способной к дальнейшему обучению в школе:

  • владеет основными культурными способами деятельности;
  •  проявляет инициативу и самостоятельность;
  •  положительно относится к миру, к людям, к самому себе, участвует в совместных играх, способен договариваться;
  •  адекватно проявляет свои чувства;
  •  владеет разными формами и видами игр;
  •  хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
  •  развита мелкая моторика;
  •  способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения в различных видах деятельности;
  •  соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  •  проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
  •  обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет.