• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Краткая презентация образовательной программы

     Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа) разработана для Муниципального казённого образовательного учреждения детский сад № 1 (далее МКДОУ детский сад № 1) с учётом особенностей, традиций учреждения, предоставляющих возможности воспитанникам в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности. Образовательная программа является одним из основных нормативных документов, который регламентирует жизнедеятельность
дошкольного образовательного учреждения.

       Цель и задачи деятельности ДОО по реализации основной образовательной программы определяются ФГОС дошкольного образования,  Уставом ДОУ, реализуемым проектом примерной общеобразовательной программы  «ВДОХНОВЕНИЕ»  под  редакцией В.К. Загвоздкина и Е.И. Федосовой, на основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится дошкольное образовательное учреждение.                                                                                                                                                                               

       Основной целью программы является развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

       Ведущими задачами Программы являются создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирова­ние основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психичес­ких и физических качеств в соответствии с возрастными и индивиду­альными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности до­школьника.

Образовательная программа соответствует основным принципам дошкольного образования:

       1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

       2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

       3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

       4. Сотрудничество ДОУ с семьей;

       5. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

       6. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

       7. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

       8. Учет этнокультурной ситуации развития детей.

       принципам, сформулированным на основе требований  ФГОС

       1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

       2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОУ) и детей; уважение личности ребенка;

       3.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

       принципам, сформулированным на основе особенностей программы «От рождения до школы»:

       Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования исходя из принципов:

  1. Развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;
  2. Научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  3. Решения по­ставленных целей и задач на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;
  4. Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;
  5.  Интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой образовательных облас­тей;
  6. Комплексно-тематического построения образо­вательного процесса. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка – игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

       Детский сад осуществляет обучение и развитие, а также коррекцию недостатков в развитии детей дошкольного возраста. Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 1,5 до 8 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития:

  • социально-коммуникативному,
  •  познавательному,
  •  речевому,
  • физическому, 
  •  художественно-эстетическому.

     Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

       Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

       Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

       Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

       Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

       Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется воспитательно-образовательными целями и задачами. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской де­ятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной.

       Проектирование воспитательно-образовательного процесса предполагает:

       1. Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

       2. Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

       3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

       4. Организацию дополнительной образовательной деятельности, целенаправленно создаваемой для получения образования в рамках основной образовательной программы и приобретения дополнительных знаний, умений и навыков, развития творческих и других способностей под руководством специалистов, с целью удовлетворения образовательных потребностей.
        Дополнительная образовательная деятельность в детском саду представлена кружками разных направлений развития:

- Социально-педагогическое: «Доброе начало» (основы православной культуры), «Цветик-семицветик» (сказкатерапия);

- Туристско-краеведческое: «Мой край любимый и родной» (краеведение);

- Эколого-биологическое: «Лесовичок» (конструирование из природного материала);

- Художественно-эстетическое: «Веселые музыканты» (игра на детских музыкальных инструментах), «Фантазёры» (аппликация нетрадиционными материалами), «Мукосолька» (лепка из слоеного теста), «Союзмультфильм» (мультфильмы своими руками);

- Физкультурно0оздоровительное: «Разноцветные Ёжики» (су-джоку), «Крепыш» (релаксационные игры и упражнения).

       5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

       Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
  • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

Родители (законные представители) воспитанников могут вносить свои рекомендации при составлении образовательной программы ДОУ. Что даёт возможность принять участие в организации воспитательно-образовательного процесса, выборе и корректировке его содержания, позволяет учесть мнения и предложения основных «заказчиков» деятельности дошкольных образовательных организаций. В таком плане привлечение родителей к разработке и реализации образовательной программы является необходимым условием для стабильного функционирования и развития каждой дошкольной образовательной организации. Это способствует обеспечению реализации права родителей на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг, права на гарантию их получения.

       В детском саду имеются все условия для реализации программы

Материально-технические:

-       Соответствуют санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей;

-       Каждая группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты  в соответствии с возрастом детей.

Психолого – педагогические:

-    уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки;

-       использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям;

-       построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;

-       поддержка доброжелательного отношения детей друг к другу;

-       возможность выбора детьми видов деятельности, общения;

-       защита детей от всех форм физического и психического насилия;

-       поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную       деятельность.

Финансовые:

 -   обеспечивают возможность   выполнения требований ФГОС;

-        гарантия бесплатного дошкольного образования за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ в муниципальных организациях осуществляется на основе нормативов, определяемых органами государственной власти.

Кадровые:

-  квалифицированные воспитатели;

-  наличие специалистов: музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда:

-       обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности, возможности для уединения;

-       соответствует возрастным возможностям детей;

-       предполагает возможность изменений от образовательной ситуации;

-       доступность, безопасность.

       В результате освоения Программы ребенок достигает определенного уровня развития личности, способной к дальнейшему обучению в школе:

  • владеет основными культурными способами деятельности;
  •  проявляет инициативу и самостоятельность;
  •  положительно относится к миру, к людям, к самому себе, участвует в совместных играх, способен договариваться;
  •  адекватно проявляет свои чувства;
  •  владеет разными формами и видами игр;
  •  хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания;
  •  развита мелкая моторика;
  •  способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения в различных видах деятельности;
  •  соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  •  проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
  •  обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет.