• +7 (47375) 4-27-06
Острогожск, Нарского ул, 37

Программа дополнительного образования МКДОУ детский сад № 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1

  

  ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКИЙ САД № 1

 

в соответствии с ФГОС

  

 Автор-составитель:

                            старший воспитатель Климова О.Н.

        

  Острогожск 

2019

 

Содержание

 

  1. I.                  Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы

4

1.3.

Принципы и подходы к реализации программы

5

1.4.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

6

1.5.

Планируемые результаты освоения Программы                                                                                                      

6       

  1. II.               Содержательный раздел

2.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями дополнительной образовательной программы и с учетом используемых в ДОУ дополнительных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данной программы.

8

2.1.1.

Художественное направление

8

2.1.2.

Физкультурно-спортивное направление

10

2.1.3.

Социально-педагогическое направление

11

2.1.4.

Туристско-краеведческое направление

13

2.2.

  Технологии обучения

14

2.3.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

14

2.4.

Взаимодействие с социальными партнёрами

15

  1. III.           Организационный раздел

3.1.

Модель организационно-воспитательного процесса

16

3.2

Методы, приёмы и формирование организационно-воспитательного процесса

18

3.3

Условия реализации программы

18

3.3.1.

Методическое обеспечение

20

3.3.2.

Материально-техническое и дидактическое обеспечение

23

3.3.3.

Организационное обеспечение и перспектива развития дополнительного образования ДОУ

23

3.3.4.

Реализация дополнительных услуг в ДОУ с учётом ИКТ

23

3.3.5.

Пакет документов для организации кружковой работы

24

  

  1. I.                  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1  Пояснительная записка

Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка, возраст первоначального становления личности. На протяжении дошкольного периода у ребёнка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и происходит закладка общего фундамента познавательных способностей и творческой активности.

Сегодня дополнительное образование детей - единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми и освоения дополнительных образовательных программ независимо от осваиваемой или основной образовательной программы.

Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Оно характеризуется разнообразием содержательных аспектов деятельности (теоретический, практический, опытнический, исследовательский, прикладной и др.).

Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире, даёт себе самооценку.

И потому, наряду с основными образовательными программами в ДОУ важное место занимают программы дополнительного образования дошкольников.

Особенность дополнительной программы образования в том, что она интегрируется с реализуемой дошкольным учреждением основной образовательной программой для расширения содержания базового компонента образования.

К дополнительным образовательным услугам относятся те услуги, которые не включаются в годовой план дошкольного образовательного учреждения.

Дополнительные образовательные программы не могут реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования. Количество и длительность занятий, проводимых в рамках оказания дополнительных образовательных услуг, регламентируется СанПиН 2.4.1.1249-03, а общее время занятий по основным и дополнительным программам не должно существенно превышать допустимый объем недельной нагрузки с учетом возраста детей.

Дополнительное образование способствует расширению вариативной  составляющей общего образования, способствует практическому приложению базовых  знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников,  развивает  их  творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и  правильной организации свободного времени.

Организация дополнительного образования в МКДОУ детский сад № 1 осуществляется в форме кружков. Работа планируется по тематическим разделам основной образовательной программы.

Актуальность

Концепция программы дополнительного образования во главу ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств.

Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в 3–4 года.

 

1.2Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы

Программа дополнительного образования разработана для детей в возрасте от 3 – 8 лет, направлена на конкретные виды кружковой работы. По каждому кружку разработана программа педагогом  дополнительного образования.

Цель:

  •  Создание условий для повышения его доступности, современного качества и эффективности, сохраняя лучшие традиции и накопленный опыт дополнительного образования по различным направлениям деятельности.

Задачи:

  • Обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в творческой активности в различных видах деятельности.
  • Создать условия для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
  • Укреплять здоровье детей дошкольного возраста.
  • Развивать интерес и любовь к художественному слову детей дошкольного возраста через совершенствование разнообразных форм устной речи.
  • Развивать конструктивное взаимодействие с семьей для обеспечения творческого развития ребёнка - дошкольника.

1.3Принципы и подходы к реализации программы

Работа по формированию гармонично развитой  творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующихпринципов:

Принципы:

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.

Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использова­ния в работе активных методов и форм обучения.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.

Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».

Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе свободной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каж­дого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети - дети, дети - родители, дети - педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.

Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

На основе вышеизложенного, а также в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ "Об образовании", Уставом МКДОУ детский сад №1 разработана данная программа дополнительного  образования.

1.4Значимые характеристики для разработки и реализации Программы

Основные участники реализации Программы: дети дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги.

         Данная программа даёт возможность для дифференцированного и вариативного образования, позволяющих ребенку выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен, т.е. реализуются индивидуальный и личностно-ориентированный подходы.

Приоритетным является обеспечение бесплатности и равного доступа детей к дополнительному образованию. Содержание программы базируется на детских интересах и запросах родителей и реализуется по следующим направлениям:

1. Художественное – лепка из солёного теста «Мукосолька», «Весёлые музыканты».

2. Социально – педагогическое - «Доброе начало», «Цветик-семицветик».

3. Физкультурно – спортивное - «Крепыш», «Разноцветные ежики».

4. Туристко – краеведческое - «Мой край, любимый и родной».

Структурной особенностью программы является блочно - тематическое планирование. Каждый блок представлен работой определенных кружков. Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности.

Все темы занятий кружков, входящие в программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и твор­ческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, пожеланий родителей.

1.5. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры:

-   не подлежат непосредственной оценке;

-   не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

-    не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

-    не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

-   не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

Освоение Программы не сопровождается обязательным проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников.

Оценка индивидуального развития детей проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

 

Ожидаемые результаты:

-  Развитие творческих способностей детей.

-  Положительно – эмоциональное состояние ребенка на занятиях.

-  Раскрытие творческого потенциала детей.

-  Обогащение активного словаря детей.

 Оценка и анализ работ:

Оценка и анализ работы деятельности кружка  помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей.

Итогом освоения дополнительной программы является серия коллективных работ по теме, которые будут представляются на выставке, а также участие в конкурсах на районном и областных  уровнях. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.

Показатели результативности:

1. Полнота - овладение всеми поэтапными действиями одного процесса.

2. Осознанность - насколько задание понятно и насколько продуманно оно выполняется.

3. Свернутость и автоматизм - в процессе овладения деятельностью некоторые действия могут выполняться на уровне подсознания.

4. Быстрота - скорость выполнения работы.

5. Обобщенность - способность переносить свои умения на другие задания. Полученные данные обрабатываются для получения полной и точной оценки работы педагога и детей.

 

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями дополнительной образовательной программы и с учетом используемых в ДОУ дополнительных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данной программы

Работа по дополнительному образованию проводится за рамками основной образовательной программы на бесплатной основе для воспитанников дошкольного возраста в форме кружковой работы.

Работа по дополнительному образованию осуществляется на основании образовательных программ по направлениям, плана работы на учебный год, заявлений родителей. Периодичность и продолжительность определена действующим Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)

2.1.1.Художественное направление

Предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений изобразительного искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной и др.).

Кружок «Весёлые музыканты»

Цель: Развитие способностей детей к творческому самовыражению и фантазии через игру на детских музыкальных инструментах.

Задачи:

- воспитание интереса и любви к музицированию;

- практическое овладение детьми элементами музыкального языка и екоторым понятиям музыкальной грамоты;

- создание предпосылок для развития творческого мышления;

- знакомство с отдельными произведениями классической, народной, детской  музыки в практике инструментального музицирования.

Кружок «Мукосолька», «Фантазёры», «Союзмультфильм»

Цель: развитие креативных способностей детей через нетрадиционную технику изобразительной деятельности  в технике тестопластики. 
Задачи(4-6лет): 
Обучающие: 
- Обучение детей техническим приемам и способам изображения в технике – тестопластики; 
-  Совершенствовать умение детей работать с различными материалами для нетрадиционной лепки, достигая выразительности образа; 
-  Учить использовать различные типы композиций для создания объемных конструкций; 
- Учить детей самостоятельно подбирать необходимый материал для реализации своего замысла; 
Развивающие: 
-  Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира; 
-  Закреплять умение экспериментировать с изоматериалами, придумывать и создавать композиции, образы 
-  Повышать сенсорную чувствительность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики. 
Воспитывающие: 
-  Воспитывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. 
Задачи (6-7 лет) 
- Продолжать совершенствовать умение детей работать с различными материалами для нетрадиционного лепки, учитывая в процессе создания композиций их свойств и выразительные возможности;  
- Закреплять умение создавать сюжетные конструктивные образы по словесной инструкции, описанию, условиям. 
Развивающие: 
-  Закреплять умение экспериментировать с изоматериалами, продумывать и создавать композиции, образы и применять для этого различные композиционные закономерности; 
- Развивать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира. 
Воспитывающие: 
- Воспитывать у детей интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при создании коллективных композиций. 

2.1.2. Физкультурно - спортивное направление

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Кружок «Крепыш»

Цель: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

- Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности; предупреждение утомления.

- Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание выразительности движений, формирование правильной осанки.

- Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

- Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Кружок «Разноцветные ёжики»

Цель– развивать и укреплять мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста посредством Су – Джок терапии.

Задачи:

- сформировать навыки самоконтроля и саморегуляции движения рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений;

- создать условия для накопления ребенком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости;

- способствовать умению целенаправленно управлять движениями пальцев, рук в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания и действий с бытовыми предметами, орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);

- развивать речь, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие детей через стимуляцию мелкой моторики рук;

- прививать усидчивость, нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества) посредством игр, упражнений на развитие мелкой моторики рук. 

2.1.3. Социально - педагогическое направление

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Кружок «Цветик - семицветик»

Цели:

- формирование психологического здоровья детей;

- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;

- привлечь детей к активной  деятельности способствующей формированию  навыков позитивного межличностного общения

Задачи:

- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;

- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;

- развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;

- учить ребенка выражать свою любовь;

- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- корректировать нежелательные черты характера и поведения;

- обучать ребенка рефлексивным умениям;

- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.

Кружок «Доброе начало»

Цель: создание условий для  воспитания  духовности на основе развития  познавательных интересов, способностей и потребностей ребенка-дошкольника.  

Задачи.

Образовательные: 

- формировать у детей морально-нравственные идеалы и нормы;

- расширять  кругозор  детей, обогащать сознание детей начальными знаниями о православной  культуре, способствуя  удовлетворению познавательных потребностей детей в процессе занятий  православного  кружка;

- учить детей понимать и  воспринимать  специфику  языка  православной  культуры,  его  выразителье  и  изобразительные  возможности.

Развивающие: 

- развивать  духовно-нравственный потенциал детей через приобщение к традиционным духовным ценностям России;

-развивать  эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, нравственные  чувства  сопереживания,  благодарения,  ответственности  за  другого  человека;

-развивать  познавательные  и  интеллектуальные   способности  детей  в  процессе  совместной  со  взрослыми  музыкальной  и  художественной   деятельности  на  основе  образцов  православного  искусства.

Воспитательные:

-воспитывать любовь к Родине, семье;

- вызывать  у  детей  интерес  к  миру  православной  культуры, поддерживая  детскую любознательность и активность;

- формировать опыт нравственного поведения  во  взаимодействии  с  окружающим  миром  людей  и  природы, воспитывать культуру общения.

2.1.4. Туристско-краеведческое направление

Программа состоит из двух основных разделов: природно- краеведческий и спортивно-туристический. Каждая совместная деятельность с детьми состоит из двух частей: теоретической и практической. Практическая часть природоведческого цикла включает в себя дидактические игры и практические опыты, а спортивно-туристического цикла – подвижные игры или практические задания.

Кружок «Мой край, любимый и родной»

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

- Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.

- Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.

- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.

- Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.

- Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к защитникам Отечества.

- Воспитание здорового образа жизни.

- Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.

2.2.  Технологии обучения

Перечисленные методики и технологии обеспечивают выполнение рабочей программы и соответствуют принципам полноты и достаточности.

-    игровая технология;

-   технология, опирающиеся на познавательный интерес;

-   технология проблемного обучения;

-   технология сотрудничества  

-   проектная технология.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Одним из направлений деятельности ДОУ по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями. Используются следующие формы работы:

  • открытый просмотр занятий;
  • индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей;
  • тематические родительские собрания, конференции;
  • праздники, развлечения;
  • выставки творчества
  • анкетирование, опрос.

Выбор разделов дополнительной образовательной программы осуществляется родителями (законными представителями) детей. Процедура выбора дополнительной общеобразовательной программы предполагает ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и содержанием дополнительной общеобразовательной программы.

Формы ознакомления с дополнительной общеобразовательной программой:

-       индивидуальные консультации;

-      родительские собрания;

-       использование ресурсов официального сайта дошкольного образовательного учреждения.

Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в формах:

-         общие родительские собрания;

-         индивидуальных собеседований и консультаций;

-          публичный доклад, самообследование дошкольного образовательного учреждения.

Прекращение реализации дополнительной общеобразовательной программы возможно по усмотрению родителей (законных представителей) воспитанников и образовательного учреждения в случаях:

-             признание родителями (законными представителями) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы.

-       нежелания воспитанником осваивать дополнительную общеобразовательную программу;

-        неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг;

-       противопоказания по состоянию здоровья.

Процедура реализации дополнительной общеобразовательной программы включает:

-          подача личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о прекращении реализации дополнительной общеобразовательной программы или направление образовательным учреждением письменного уведомления родителям (законным представителям) о нецелесообразности дальнейшей реализации данной программы;

- ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ с процессом и результатами освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. Освоение или не освоение ребенком дополнительной общеобразовательной программы не влияет на выбор образовательного маршрута ребенка в дальнейшем.

Формы сотрудничества с семьей

ü Проведение «круглых столов»

ü Общие и групповые родительские собрания

ü Индивидуальные беседы

ü Консультирование родителей

ü Дни открытых дверей

ü Проведение открытых просмотров для родителей

ü Анкетирование

ü Мастер-классы

2.4. Взаимодействие с социальными партнёрами

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ с социальными партнерами выступают:

  • открытость ДОУ.
  • установление доверительных и деловых контактов.
  • использование образовательного и творческого потенциала социума.
  • реализация активных форм и методов общения.

Приоритетными направлениями сотрудничества являются: создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование основ культуры личности, творческого потенциала воспитанников; подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Основные формы организации социального партнерства:

  • Совместные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья;
  • формирования здорового образа жизни: спортивные праздники, участие в конкурсах и т.д.;
  • коллективно-творческие мероприятия: участие в выставках, конкурсах детского творчества, концертных программах.

Взаимодействие с социальными партнерами создает благоприятные возможности для обогащения деятельности в ДОУ, расширяет спектр возможностей по осуществлению сотрудничества с социокультурными учреждениями в рамках разностороннего развития воспитанников.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

3.1. Модель организационно-воспитательного процесса

Занятия проводятся в групповой комнате детского сада. Формы работы должны быть подвижными, разнообразными и меняться в зависимости от поставленных задач.

Кружковая работа проводятся с подгруппой детей (10-12 человек) от 3 до 8 лет. Длительность работы – 15 - 30 минут. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий общей программы.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических  поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок,  являющихся мотивацией детского творчества и итогом работы педагога.

Программа предполагает систематическую работу кружков, проводимых 1-2 раза в неделю.

Отслеживание результатов дополнительного образования детей проводится по следующим показателям:

- результативность работы кружка, по уровням развития ребенка;

- участие в выставках творческих работ.

Результат будет качественным, если он соответствует поставленным целям, содержанию, формам организации деятельности и обеспечен необходимым оборудованием и пособиями.

Учебный план рассчитан на 1 год обучения. Учебный план модифицированного курса занятий рассчитан на 4 года обучения. Занятия проводятся не более 1 раза в неделю для детей вторых младших, средних и старших групп и 2 занятия для детей подготовительных групп, во второй половине дня. Продолжительность занятия для детей индивидуален:

3-4 года -15минут,

4-5 лет - 20 минут,

5-6 лет -25 минут,

6-8 лет - 30 минут.

         Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года.

Учебный план дополнительного образования

 

Направление,

наименование кружка                                                          

Количеств лет обучения, занятий в неделю

                       

2 года   

3 года    

4 года    

Социально-педагогическое

1.«Доброе начало»

+

 

 

2.«Цветик-семицветик»

 

+

 

Туристско-краеведческое

1.«Мой край, любимый и родной»

 

+

 

Художественное

1.«Веселые музыканты»

 

+

 

2.«Фантазёры»

+

 

 

3.«Мукосолька»

+

 

 

4.«Союзмультфильм»

+

 

 

Физкультурно-спортивное

1.«Разноцветные ёжики»

 

 

+

2.«Крепыш»

 

+

 

         

 

Реализация планов работы кружков способствует  всестороннему развитию ребенка дошкольника, раскрытию его творческих возможностей и способностей. Свободный выбор вида деятельности ребенком раскрывает социально значимые качества личности: активность, инициативность, самостоятельность, ответственность.


3.2. Методы, приёмы и формирование организационно-воспитательного процесса

Объяснительно-иллюстративный метод в программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод - формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания - методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию.

Метод поощрения выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов).

Используемые методы способствуют обеспечению высокого качества воспитательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей.

При планировании образовательного процесса предусматриваются различные формы обучения: практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности): творческая мастерская (по изготовлению художественных изделий), экскурсии, конкурсы, выставки, концерты.

3.3. Условия реализации программы

Условия для занятий кружков

  1. Проходят в оборудованном помещении.
  2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.
  3. Систематизация литературно-художественного материала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью активизации деятельности детей, расширения представлений об окружающем.
  4. Изготовление атрибутов к разным видам игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.
  5. Составление фонотеки — подбор классических произведений, детского репертуара для музыкального фона, сопровождающего творческую деятельность детей (репертуар в соответствии с разработанными темами).
    1. Подбор развивающих, релаксационных, подвижных игр.
    2. Непрерывность, т.е. последовательность цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения творческими умениями и навыками.

В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с дошкольниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Основными формами реализации дополнительной общеобразовательной программы детей, являются:

  • фронтальные развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка);
  • занятия-инсценировки;
  • игры;
  • игры-тренировки;
  • интегрированные двигательно-познавательные занятия;
  • соревновательно-развивающие;
  • занятия путешествия;
  • обыгрывание ситуаций;
  • экспериментальная деятельность
  • творческая мастерская
  • создание коллекций
  • исследовательская деятельность
  • презентации

 Контроль

Педагогический контроль знаний, умений и навыков воспитанников осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

  • Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества разного уровня, различных викторинах.
  • Тестовый  контроль,   представляющий   собой   проверку   репродуктивного   уровня   усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  • Фронтальная и индивидуальная беседа.
    • Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике.
    • Игровые формы контроля.

   Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения  по дополнительной программе.

Конечным результатом выполнения программы предполагается участие в викторинах, выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.

 

3.3.1. Методическое обеспечение

  1. Наличие утвержденной программы.
  2. Методические разработки по модулям программы.
  3. Наглядные пособия, образцы изделий.
  4. Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
  5. Диагностический инструментарий.

Руководители кружков пользуются учебным материалом методических пособий (используемая литература указана в приложениях). Учебный план рассчитан на 1 год обучения, по результатам деятельности составляется анализ.

Образовательный процесс по кружковому направлению осуществляется в соответствии с дополнительной образовательной программой ДОУ. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с 4 недели сентября по 4 неделю мая). Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

 

Перечень программ и технологий

     Кружок «Крепыш», «Разноцветные ёжики»

  1. Игры-занятия на прогулке с малышами. Для занятий с детьми 2-4 лет. ФГОС. С. Теплюк Мозаика-Синтез, 2014.
  2. Физкультурные занятия в детском саду. Младшая группа. Конспекты занятий / Л. И. Пензулаева – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 112с.
  3. Физическое развитие детей 2-7 лет: сюжетно-ролевые занятия / авт.-сост. Е. И.Подольская. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2013. – 229с.
  4. «Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет.» Программа, конспекты занятий, материалы для бесед, методика обучения в разновозрастных группах \ Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова. - М.: Вентана- Граф, 2015.-224 с.
  5. Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. сост. В. Сотникова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. – с. 79.
  6. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – М.: Изд-во: Детство-пресс, 2013.
  7. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения / Т.П. Трясорукова. – Изд.3-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  8. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста: методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика- синтез, 2009.

Кружок «Весёлые музыканты», «Фантазёры», «Мукосолька», «Союзмультфильм»

  1. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»;  М: ТЦ Сфера, 2010, 95с.
  2. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»; М: ТЦ Сфера, 2011, 220с.
  3. Петелин А.С. «Развитие творческих способностей детей средствами музыки» ВОИПКРО,  2010, 63с.
  4. Тютюнникова Т.Э. Учебно -  методическое пособие «Элементарное музицирование»  М: Педагогическое Общество России, 2005,280с.

 

  1. Диброва. А. Соленое тесто.- из соленого теста.- М. АСТ Полиграфиздат, 2010. Ростов н/Д: Феникс, 2012.- (Волшебная мастерская. Мои первые шедевры). 
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа. Карапуз-дидактика, М., 2009.  
  3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Занятия в изостудии. Карапуз-дидактика, М., 2009.
  4. Фигурки из соленого теста. –М.: АСТ-ПРЕССА КНИГА, 2012. – (Мастер – класс на дому). 

 

Кружок «Доброе начало», Цветик-семицветик»

  1.  «Основы  православной  культуры  для  детей  дошкольного  возраста». Составитель  Ольга  Харитонова,  под  редакцией  протоиерея  Виктора  Дорофеева,  издательский  дом  «Покров», Москва.
  2. .Рабочие  тетради-раскраски  «Здравствуй,  мир», издательский дом «Покров»,  Москва.
  3. Методическое  пособие  «Добрый мир». Составитель Шевченко  Л.Л.,Москва,2011г.
  4. Библия для детей. Составитель  протоиерей А. Соколов.М.Столица.
  5. «Представление о добре и зле в картинах современного ребёнка » Абраменкова В.В.  
  6. «Азбука  для  маленьких  христиан». Автор-составитель свящ. Анатолий Стальбовский, ПБЦ «Благовещение».
  7. «Православное воспитание детей дошкольного возраста » Н. Киркос.  С-Пб. ,,Сатись”.
  8. Аудиокассеты: - «Доброта,  природа,  музыка»; христианские  сказки  для  детей  Е.Королевой, К.Смирнова, А. Емельянова; песни  для  детей  в  исполнении  Елены  и  Александра  Михайловых;«Колокольные  звоны».
  9. Мультфильмы духовно-нравственной направленности.
  10. Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г.
  11. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
  12. Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь»,2006 г.
  13. Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
  14. О.Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста», », Спб, «Детство пресс»,2010 г.
  15.  Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
  16. Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.
  17. Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.
  18. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб,2007 г.
  19. Сакович Н.А. «Технология игры в песок – Игры на мосту», Спб, «Речь», 2008г.
  20. О.Ф.Васькова «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста», Спб, «Детство пресс»,2011 г.
  21. Короткова Д.Д. «Сказкотерапия для дошкольников», Москва, 2004 г.

Кружок «Моу край, любимый и родной»

  1. Дидактические и наглядные пособия;
  2. Методическая литература;
  3. Репродукции картин;
  4. Художественная литература поэтов земляков.
  5. Аудиозаписи с песнями;
  6. Карты; символика Воронежской области и города, глобус и т.д.

 

3.3.2.  Материально-техническое и дидактическое обеспечение

1.  Групповые комнаты для проведения занятий, соответствующие  санитарным нормам. 

2. Учебное оборудование (комплекты мебели).

3. Наглядные пособия.

4.  Дидактический материал (рисунки, схемы, эскизы, раздаточный материал, альбомы)

5. Материалы для работы (индивидуально для каждого кружка).

6.  Иллюстрации, образцы работ, стихи, загадки.

 

3.3.3.  Организационное обеспечение и перспектива развития дополнительного образования в ДОУ

  1. Необходимый контингент воспитанников.
  2. Привлечение к работе специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др. специалистов).
  3. Соответствующее требованиям расписание занятий.
  4. Участие родителей в деятельности кружка..
  5. Связь с социумом (школой, музеем, библиотекой, Художественная школа и др.).

Перспектива развития дополнительного образования:

  1. Расширение        деятельности кружковой деятельности.
  2. Привлечение       специалистов высокого профессионального мастерства с целью совершенствования системы дополнительного образования.
  3. Расширение        материально-технической базы.
  4. Интеграция         дополнительного образования в образовательно-воспитательный процесс.

 

3.3.4 Реализация дополнительных образовательных услуг в ДОУ с учетом ИКТ

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

ДОУ имеет доступ к сети Internet.

В ДОУ имеется и используются:

-          Компьютеры;

-          Интерактивная доска;

-          Мультимедийные проекторы (стационарные и перкносные);

-          Принтеры (монохромный, цветной);

-          Телевизоры;

-          Музыкальные центры с USB-интерфейс;

-          Цифровой фотоаппарат.

Педагоги дополнительного образования в системе применяют на практике ИКТ, что способствует повышению качества усвоения дополнительного материала воспитанниками на занятии.

Педагоги подбирают иллюстрированный познавательный материал к занятиям; создают презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, тематические видеофильмы.

 Педагоги используют в своей педагогической практике компьютерные технологии. Информационные компьютерные технологии позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды, игровые компоненты активизируют познавательную деятельность детей и усиливают усвоение материала.

3.3.5. Пакет документов для организации кружковой работы

  1. Обеспечение методического сопровождения кружковой работы;
  2. Рабочая программа кружка;
  3. Списочный состав детей кружка;
  4. Положение об организации кружковой работы в ДОУ;
  5. Должные инструкции и инструкции по охране труда;
  6. Приказ о дополнительных услугах
  7. Договора с родителями
  8. Сводные информационно - диагностические таблицы (мониторинг).